В 328-м выпуске подкаста "Музыка на Свободе" Артемий Троицкий рассказывает о достижениях бельгийского лейбла Les Disques du Crepuscule.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Место Бельгии среди независимых музыкальных издательств явно несоразмерно скромной величине этой страны. (Похожая история с европейской политикой и ролью в ней города Брюсселя.) В столице Бельгии на стыке 70–80-х годов были основаны три важнейших мирового уровня рекорд-лейбла. (Для сравнения: в соседней Голландии – ни одного.) Это уже дважды отмеченные в "Музыке на Свободе" Crammed Disques/Made To Measure; самый крупный – Play It Again Sam (ныне просто PIAS) и наши сегодняшние герои – Les Disques du Crepuscule.
Смотри также Сшито по мерке в Брюсселе. Артемий Троицкий – о коллекциях МТМЛейбл основали в 1980 году музыкальный журналист Мишель Дюваль и меломанка Анник Оноре, работавшая в то время секретарём Бельгийского посольства в Британии. Анник прославилась также тем, что имела довольно продолжительные и близкие отношения с солистом Joy Division Иэном Кёртисом, что отражено в известном байопике Антона Корбайна “Контроль”. Она же, кстати, придумала и название лейбла – “Диски Сумерек”. Находясь одной ногой в Брюсселе, а другой – в Лондоне и Манчестере, Дюваль и Оноре и артистов завели примерно поровну из этих двух стран, плюс ещё понемножку французов и американцев. Принцип подбора репертуара – исключительно высокое качество и инновативность, без оглядки на стиль и музыкальные направления. Среди первых подписанных на "Сумеречные Диски" были и неоклассик англичанин Майкл Найман, и академический электронщик голландец Вим Мертенс, и шансонетка Анна Домино, и исполнительница латинской эстрады Кати Кларет. Но стержень каталога составляли модные группы в стиле постпанк и синти-поп.
Восьмидесятые годы прошли для лейбла очень бодро: помимо собственных релизов, "Сумеречные” создали совместное предприятие со знаменитым манчестерским издательством Factory Records, специализировавшимся на британской инди-музыке (шотландцы Josef K, Cabaret Voltaire…) В девяностых бум независимой грамо-индустрии спал, Crepuscule релоцировались в Париж, а в середине нулевых и вовсе впали в продолжительную спячку. Анник Оноре умерла от рака, Мишель Дюваль перешёл на службу в крупные компании. Реанимация Les Disques du Crepuscule состоялась в середине десятых – за счёт как переизданий славного архивного материала (благо, постпанк снова в моде!), так и новых записей. К очередному юбилею лейбла был выпущен симпатичнейший сборный альбом Ni d’Eve, Ni d’Adam (“Ни Ева, ни Адам”), представляющий актуальных артистов лейбла и их друзей.
Marnie – это побочный проект Хелен Марни, участницы известного ливерпульского девичьего трио Ladytron. Стиль примерно тот же – элегантный синти-поп. Марни выпустила два альбома; песня “Охотник” – с первого из них, “Хрустальный мир”.
Следующий трек – пример редкого и необычного сотрудничества; возможно, был записан специально для "сумеречного" сборника. Инструментал создан группой Spleen из южноанглийского Брайтона. Я бы отнёс их к трип-хопу. А поют небезызвестные сёстры Сьерра и Бьянка Кэссиди из американского инди-кабаре CocoRosie. Песня называется Beautiful smell – и она, действительно, beautiful. Ни на каких альбомах я её не обнаружил.
Section 25 – группа из английского Блэкпула и постоянные клиенты упомянутого выше предприятия Factory Benelux. Типичные постпанки; записали 4 альбома в 1977–1988 годах, потом распались, потом снова собрались в 2001-м и записали ещё пять штук. Mirror – не альбомная песня 2015 года.
Вини Рейли – английский гитарист, взявший себе псевдоним Durutti Column – в честь боевой бригады анархистов периода Гражданской войны в Испании. Всегда исполнял только инструментальную музыку, причём скорее камерную, чем альтернативную шумовую. На сборнике представлен виртуозной пьесой “Деталь для Анник” – очевидно, посвящённой Анник Оноре. Архивная запись 1980 года.
Изабель Антена – одна из самых долгоиграющих, точнее, долгопоющих артисток Crepuscule. Её дебютный мини-альбом вышел в 1982 году, и с тех пор их увидело свет на том же лейбле более десятка. Антена, хоть и чистокровная француженка, но исполняет только латиноамериканский репертуар, в основном бразильские босса-нову и самбу. И в этом амплуа – "номер один" во Франции. Le spinner – сингл 2006 года.
Завершим знакомство с изысканной продукцией Les Disques du Crepuscule записью самых экзотичных её артистов. Название дуэта – Deux Filles – "Две девушки". Предполагаемые их имена – Клодин Кюль и Жемини Форк. На самом деле, это хорошо загримированные английские снобы Саймон Фишер Тэрнер и Колин Ллойд-Такер. Первый – известный композитор и, в числе прочего, автор музыки к нескольким фильмам Дерека Джармена (“Караваджо” и др.). Второй – музыкант "новой волны", в прошлом участник группы The The. Вместе они записали три альбома, и последний из них в 2016 году для Crepuscule. Называется “Пространство и Время” и представляет собой набор абсурдно-издевательских вокально-инструментальных миниатюр. Из них я выбрал 50-секундный трек под названием “Бракованный раздвижной диван”. Это единственный трек, который я кооптировал в программу не со сборника про Еву и Адама.
Плейлист "Музыки на Свободе" #328
1. Swans (USA). Los Angeles: City of Death. LP THE BEGGAR (Young God/Mute)
2. Amber Arcades (Holland). True love. LP BAREFOOT ON DIAMOND ROAD (Fire)
3. Raf Vilar (Brazil). Sou Tropical. LP CLICHÉ (Ajabu!)
4. The Lo Yo Yo (UK). More to come. LP EXTRA WEAPONS/DOUBLE DOG DARE (KlangGalerie)
5. Wax Machine (UK/Brazil). Shade. LP EARTHSONG OF SILENCE (Beyond Beyond Is Beyond)
6. Marnie (UK). The hunter. LP NI D’EVE, NI D’ADAM (Les Disques du Crépuscule)
7. Spleen ft CocoRosie (UK/USA). Beautiful smell. LP Ibid
8. Section 25 (UK). Mirror. LP Ibid
9. Durutti Column (UK). Detail for Annik. LP Ibid
10. Antena (France). Le spinner. LP Ibid
11. Deux Filles (UK). Twinblade sofa cull. LP SPACE & TIME (Les Disques du Crépuscule)
12. Dur-Dur Band Int. (Somalia/Germany). Duurka. LP BERLIN SESSIONS (Out/Here)
13. Rudy de Anda (Mexico/USA). In my shoes. LP CLOSET BOTANIST (Karma Chief)