Молдова после выборов

Парламентские выборы в Молдове: победа демократических сил. Обсуждают Владислав Кульминский и Леонид Литра

Виталий Портников: На досрочных парламентских выборах в Республике Молдова 11 июля убедительную победу одержала проевропейская партия "Действие и солидарность", основанная президентом страны Майей Санду. Поддерживаемые Москвой социалисты и коммунисты потерпели поражение, теперь вся власть в Молдове будет в руках президента Санду и ее политической силы. "Действие и солидарность" получила абсолютное большинство мест в парламенте и сможет самостоятельно сформировать правительство.

За 101 место в парламенте боролись двадцать партий и два блока

Что означает электоральная революция в Молдове, и как итоги выборов депутатов молдавского парламента смогут повлиять на политику президента Украины Владимира Зеленского? У нас в студии Леонид Литра, старший аналитик центра "Новая Европа", на связи из Кишинева Владислав Кульминский, исполнительный директор Института стратегических инициатив.

Корреспондент: Парламентским выборам в Республике Молдова предшествовал длительный политический кризис. Весной молдавский президент Майя Санду объявила о досрочных выборах после того, как предыдущий состав парламента, в котором большинство было у социалистов и их союзников, в течение нескольких месяцев блокировал формирование нового кабинета министров.

Парламентским выборам в Молдове предшествовал длительный политический кризис

За 101 место в парламенте боролись двадцать партий и два блока. На избирательные участки пришли почти полтора миллиона человек, явка составила 48,41% . Рекордное число голосов набрала проевропейская правая партия, основанная Майей Санду. По данным Центральной избирательной комиссии Молдовы, пропрезидентская "Партия действия и солидарности" (PAS) одержала победу на досрочных парламентских выборах с результатом 52,80% голосов избирателей. Второе место занял предвыборный блок Партии социалистов и Партии коммунистов (ПСРМ-ПКРМ) во главе экс-президентами Молдовы Игорем Додоном и Владимиром Ворониным – 27,17% голосов. И третий результат получила партия "Шор", которую поддержали 5,74% избирателей. PAS, партия, основанная Майей Санду, сможет самостоятельно сформировать правительство, так как по итогам выборов у нее будет большинство мандатов (63 из 101) в новом молдавском парламенте.

Досрочные парламентские выборы в Молдове прошли спокойно, прозрачно и в соответствии с демократическими стандартами. Международные наблюдатели не зафиксировали нарушений, которые могли бы оказать влияние на результаты голосования.

Как отмечает издание NewsMaker, партии "Действие и солидарность" впервые удалось охватить значительную часть умеренного центристского электората и получить абсолютное большинство мандатов в новом парламенте. Это позволит президенту Майе Санду реализовать свои предвыборные обещания – начать реальную борьбу с коррупцией и усилить сотрудничество с Евросоюзом.

Бывший молдавский президент, лидер социалистов Игорь Додон считает, что итоги прошедших выборов означают
окончание хороших отношений с Россией. По словам Додона, социалисты и коммунисты переходят в оппозицию и будут стоять на страже суверенитета страны и интересов граждан.

Партии "Действие и солидарность" впервые удалось охватить значительную часть умеренного центристского электората

Россия, как подчеркнула официальный представитель МИД Мария Захарова, с уважением относится к результатам выборов в Молдове и рассчитывает, что они будут способствовать межнациональному согласию в обществе. А глава комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников тем временем заявил, что Россия "усилит приднестровский фактор", если новые молдавские власти выберут антироссийскую линию.

Дважды принимавший в Киеве с визитом Майю Санду президент Украины Владимир Зеленский выразил уверенность, что убедительная победа демократических проевропейских сил на выборах в Молдове создаст условия для активизации двусторонних отношений по всем направлениям.

Между тем лидер партии "Действие и солидарность" Игорь Гросу сообщил, что его команда готова представить новый состав правительства и план управления страной на ближайшие четыре года. Главные пункты этого плана – очистка системы юстиции, борьба с коррупцией и привлечение иностранных инвестиций в молдавскую экономику.

Смотри также Президент Молдавии Майя Санду распустила парламент


Виталий Портников: Это действительно впечатляющий результат. Если мне не изменяет память, два десятилетия назад Партия коммунистов Республики Молдова получила большинство в парламенте, но тогда не было общенародно избранного президента, такого полновесного мандата доверия от граждан. Партии проевропейской ориентации ни разу не добивались такого результата, чтобы создать единоличное большинство в парламенте, не требующее коалиционных соглашений. Почему произошел разворот молдавского общественного мнения?

Леонид Литра: В последнее время Партия социалистов и Игорь Додон показали очень плохие результаты, люди захотели увидеть другую политическую силу, которая сможет решить проблемы. У партии Майи Санду была очень хорошая кампания, но ей помог именно Игорь Додон, который показал себя плохим менеджером в своей партии, не смог преобразить свой политический капитал в поддержку на этих выборах. Поэтому сейчас в Молдове проевропейская, прореформистская партия имеет большинство в парламенте и может исполнять свои предвыборные обещания.

Майя Санду демонстрировала, что не идет на конфронтацию с Кремлем

Виталий Портников: Нет ли в этом некоторой опасности? Ведь вся ответственность в руках политических сил, которые связаны с президентом страны, им нужно будет формировать и парламент, и правительство, и отвечать за все экономическое и политическое развитие.

Владислав Кульминский: В экспертных кругах Кишинева много говорят о том, что это последний шанс. Левый фанг и так называемая "левая идея" в Республике Молдова провалились. Левый фланг в Молдове всегда состоял из двух ключевых идей: первая – это социальная справедливость, сильное государство, социальное перераспределение. И только на втором плане всегда была геополитика, то есть более тесные связи с Востоком, с Россией. Так вот, то неумелое управление, о котором говорил господин Литра, привело к тому, что идея социальной справедливости была полностью выхолощена с левого фланга.

Владислав Кульминский

Майе Санду и ее пропрезидентской партии удалось подмять под себя, по сути, весь политический центр и очень большую часть левого фланга, что действительно беспрецедентно, ведь именно они сегодня говорят о борьбе с коррупцией, социальной справедливости, перераспределении доходов, повышении пенсий и зарплат. Мандат доверия был настолько огромным, что если каких-нибудь ощутимых перемен в этом смысле добиться не удастся, то Республику Молдова ждет неминуемая поляризация общества, распад на множество электоральных сегментов. Я думаю, возврата к этой ситуации уже не будет. Поэтому ответственность действительно огромная, просто нет никаких оправданий для провалов.

Виталий Портников: Действительно, мы увидели, что госпожа Санду, в отличие от других проевропейских лидеров Молдовы, постаралась говорить с населением на самые разные темы политической повестки, очень часто – социальные. Она демонстрировала, что не идет на конфронтацию с Кремлем, вплоть до того, что она и господин Додон соревновались, кто заведет "Спутник" в Республику Молдова. Это, возможно, тоже объясняет успех: Санду не выглядела в глазах избирателей таким радикальным антироссийским политиком, каким хотел ее представить Додон.

Леонид Литра: Да, и в этом часть ее успеха, потому что Санду пыталась сосредоточиться на тех проблемах, которые больше всего беспокоят жителей Молдовы. Приднестровский вопрос, отношения с Россией не являются топ-приоритетами для жителей страны. Главными темами были социальная справедливость, экономические отношения, рабочие места, борьба с коррупцией. Санду пыталась не идти на радикализацию. Господин Додон пытался мобилизовать свой собственный электорат, возможно, организовать протестное движение, так как он уже понимал, что проиграет выборы. Но Санду не поддалась на такую стратегию, и правильно сделала, потому что оставила двери открытыми для всех людей, которые видят борьбу с коррупцией и социальную справедливость главным приоритетом для последующего правительства.

Смотри также Украина и Молдавия договорились о стратегическом партнёрстве


Виталий Портников: На ваш взгляд, в Кремле примут эту победу госпожи Санду? Сама она хочет разговаривать с Владимиром Путиным, налаживать диалог, но насколько в России готовы к такому диалогу, если учитывать то абсолютное благорасположение, которое на протяжении нескольких лет подряд высказывалось господину Додону, главному конкуренту госпожи Санду?

Политика Республики Молдова будет основываться исключительно на национальных интересах страны

Владислав Кульминский: Эта реструктуризация молдавского политического поля уже постоянная, левый фланг в том пророссийском виде, в котором мы его знаем, больше не будет существовать. Майе Санду действительно удалось собрать большинство людей в Республике Молдова, которые хотят перемен. Как к этому отнесется Кремль – это очень большой вопрос. Ведь Игорь Додон никогда не был самостоятельным президентом, он целиком и полностью контролировался и направлялся из Кремля.

Сейчас ситуация кардинально поменяется, у власти в Молдове будет президент, который планирует предсказуемую, понятную политику по отношению к Москве, но при этом и речи не может быть о том, что он будет выполнять какие-то указания. Политика Республики Молдова будет основываться исключительно на национальных интересах страны. Новый президент Молдовы и новый парламент абсолютно ни в чем не зависят ни от Запада, ни от Востока, и там точно нет никаких завязок на тему бизнеса, которые существовали у Игоря Додона (напомню, что его брат является совладельцем очень крупной компании в РФ, которая получает в том числе государственные заказы).

Как воспримут эту ситуацию в Кремле, захотят ли они налаживать прагматичное сотрудничество, исходя из серьезного разговора о национальных интересах Республики Молдова, или будет выбрана более конфронтационная политика, нам предстоит увидеть. Многое зависит от шагов, которые будут делать обе стороны.

Виталий Портников: Россия сейчас будет осторожна с новым руководством Молдовы или будет действовать энергично?

Санду пыталась сосредоточиться на тех проблемах, которые больше всего беспокоят жителей Молдовы

Леонид Литра: Пока Россия наблюдает за происходящим. Майе Санду сейчас будет нелегко настроить все процессы. Есть очень много вопросов, в том числе кадровые, которые надо будет в первую очередь решить правительству. Первые сигналы уже поступили: в Госдуме РФ уже сказали, что если Санду будет пытаться идти против России, будем усиливать приднестровский фактор. Я бы на их месте этого не говорил: люди признаются, что приднестровский фактор – это просто инструмент давления и влияния на Молдову.

В России достаточно скептично настроены по отношению к победе Майи Санду, но принимают ее, потому что у них нет другого выбора. Но, мне кажется, они не будут давать Санду никаких подарков. Думаю, что и Санду не нужны такие отношения, потому что она не ищет личной выгоды, как искал ее Игорь Додон. В этом и заключается вся сложность, ведь Россия всегда работала в Молдове с людьми, которые искали для себя личные выгоды.

Я думаю, и Санду со своей стороны будет более осторожна по отношению к Российской Федерации, будет пытаться в первую очередь поднимать экономические темы, тему социальной защищенности мигрантов из Молдовы в Россию.

Виталий Портников: А как реально может влиять на эту ситуацию приднестровский фактор, как могут теперь строиться отношения между Кишиневом и Тирасполем? Мы же видим в Тирасполе очевидное сожаление в связи с победой Майи Санду. Между тем это тоже интересный фактор на этих выборах: в Приднестровье уже появилась большая часть электората, который голосует за госпожу Санду.

Леонид Литра: Да, порядка 14% голосовало, но если взять все проевропейские партии, то это порядка 20%. Конечно, есть разочарование в Тирасполе.

Леонид Литра

Отношения Кишинева и Киева надо разделить на два блока. Первый блок – это европейская интеграция, реформы. Есть основания думать, что в этом плане нас ждет развитие отношений. И второй блок – более токсичные вопросы, касающиеся и Днестра, и других неразрешенных еще проблем, в том числе совместного контроля молдавско-украинской границы на приднестровском периметре. Здесь, возможно, будет развитие. И Майя Санду, и Владимир Зеленский делают упор на борьбу с контрабандой, на те вещи, которые происходят в той части границы в Приднестровском регионе.

В России скептично настроены по отношению к победе Санду, но принимают ее: у них нет другого выбора

В плане урегулирования, я думаю, не стоит ожидать каких-то быстрых решений. К сожалению, на данный момент я не вижу, как это можно кардинально поменять без участия России, особенно имея в виду, что ни Украина, ни Молдова не думают о каких-то радикальных военных методах, для того чтобы вернуть эту территорию. Молдова ищет исключительно мирное решение, а эти решения всегда даются труднее всего, это занимает долгое время. Я не думаю, что в период мандата Майи Санду стоит ожидать каких-то кардинальных изменений.

Владислав Кульминский: Я много ездил по стране, встречался с множеством людей разного этнического происхождения, и я еще за полтора месяца до выборов сделал прогноз, что у партии президента будет 60 мандатов в парламенте. Для меня вопрос был только в том, получат ли они конституционное большинство. Настроения избирателей были абсолютно понятны, в каком-то смысле их можно сравнить с настроениями избирателей в Украине до президентских, а потом и до парламентских выборов. Людям настолько осточертела всепроникающая коррупция, бедность и шикарная жизнь очень ограниченного числа людей, что было понятно: они проголосуют за человека, который пообещает эту реальность поменять. Люди отреагировали на силу, которая не замешана в коррупции, не преследует никакого личного интереса и идет во власть с целью ее почистить.

Смотри также Государственным языком на сайте президента Молдавии стал румынский


Сложно сказать, останется ли все так же в течение хотя бы четырех лет. Мы видели на примере многих других стран постсоветского пространства, что все благие намерения могут достаточно быстро сойти на нет. У меня лично есть основания предполагать, что это долгосрочный тренд, и в случае, если удастся провести в стране определенные реформы, вполне возможно, что и Майя Санду как президент, и ее партия вполне могут претендовать на второй срок во власти.

Виталий Портников: Посмотрим, как будет развиваться политическая ситуация, удастся ли Молдове преодолеть этот эффект маятника. Уже были прогнозы о том, что госпожа Санду и ее сторонники могут рассчитывать на второй срок президентских и парламентских полномочий. И если второй срок будет, значит, пророссийский вектор уже не воспринимается большинством жителей Молдовы в качестве пути, по которому может развиваться их страна.