В Тверском районном суде Москвы началось разбирательство по иску Генеральной прокуратуры России (есть в распоряжении Радио Свобода) о признании недействительной сделки передачи ликвидированным "Международным мемориалом" своего помещения Научно-просветительскому центру "Мемориал". Пока состоялось предварительное заседание, по существу процесс начнется 7 октября.
Непрерывная деятельность
Генпрокуратура оспаривает дарение помещения, находящегося в пользовании у "Мемориала" и его юридических лиц с 2005 года, на улице Каретный ряд, на первом этаже дома 5/10, строение 2, площадью чуть более тысячи квадратных метров.
Это не то здание, фотография надписи "иностранный агент" на котором стало символом давления на НКО в 2010-е годы.
Но этот офис тоже расположен в центре Москвы, рядом со столичным ГУВД (Петровка, 38) и садом "Эрмитаж". Там работают историки, изучающие репрессии в СССР, хранятся архивные материалы, проводилось множество мероприятий.
5 апреля 2022 года вступило в силу решение о ликвидации Правозащитного центра "Мемориал", 28 февраля 2022 года –"Международного мемориала". Но это не все юридические лица, объединенные брендом "Мемориала" – старейшей организации, занимающейся правозащитной деятельностью и изучением репрессий в СССР.
"Международный мемориал" передал помещение научному "Мемориалу" 7 февраля 2022 года – за три недели до рассмотрения иска во второй инстанции – то есть до вступления решения о ликвидации в законную силу.
"Международный мемориал" занимался "непрерывной умышленной деструктивной деятельностью"
В иске прокуроры подчеркивают, что так как "Международный мемориал" не маркировал ряд своих материалов ярлыком "иностранного агента" – якобы тем самым демонстрировал устойчивое пренебрежение законами. Таким образом, "Международный мемориал" занимался "непрерывной умышленной деструктивной деятельностью". По этой причине имущество "Международного мемориала" должно быть обращено в пользу государства и не может быть направлено на уставные цели организации – как делается в случае ликвидации НКО.
Кроме того, прокуратура считает, что научный "Мемориал" подконтролен ликвидированному международному: потому что после ликвидации в научно-просветительский центр трудоустроились многие сотрудники "Международного мемориала".
Месть за членов троек
– Иск лишен каких бы то ни было правовых оснований. Прокуратура пытается изобразить [акт дарения помещения] как попытку увести имущество от обращения в доход государства. Что не было предусмотрено ни решением суда [о ликвидации "Международного мемориала"], ни тем более законом. Ещё до решения суда о ликвидации "Международного мемориала", не исключая возможности плохого развития событий, мы подарили помещение Научно-информационному центру "Мемориал". Центр собирает информацию о государственном коммунистическом терроре – в первую очередь составляет биографии жертв, – рассказывает Радио Свобода Ян Рачинский, бывший председатель правления ликвидированного "Международного мемориала".
Он подчеркивает, что в судебном решении о ликвидации "Международного мемориала" ничего не говорится о том, что деятельность организации якобы была противоправной.
– К работе ни одного из "Мемориалов" содержательных претензий судом предъявлено не было [в ходе ликвидации международного и правозащитного центров]. Наши справочники, монографии, тексты не запрещены. [Ликвидирован "Международный мемориал"] был за отсутствие [иноагентской] маркировки на некоторых текстах, – отмечает Рачинский.
Он не исключает, что у Генпрокуратуры может быть особый интерес к "Мемориалу" из-за многолетнего судебного процесса.
– Может быть, это сведение счетов со стороны Генпрокуратуры. У нас с ними давняя тяжба по поводу того, что прокуратура отказывается предоставить информацию о прокурорах, входивших в составы троек. Я просто не знаю других государств [кроме СССР], где прокуроры входили бы во внесудебные органы, заочно приговаривавшие людей к смерти. Генпрокуратура упорно отказывается предоставлять сведения об этом: большинство мы и без них нашли, но несколько биографий нам хотелось бы уточнить. По этому спору мы прошли все инстанции, на очереди Конституционный суд, – говорит Рачинский.
Их задача – ликвидировать любую активность "Мемориала"
Собеседник Радио Свобода, юрист, работающий в сфере корпоративных споров, назвал претензии Генпрокуратуры не совсем понятными: даже после решения суда первой инстанции о ликвидации организации она имеет право распоряжаться своим имуществом до суда второй инстанции, то есть до вступления решения в законную силу. Чтобы отнять помещение, Генпрокуратура в самом начале процесса о ликвидации "Международного мемориала" должна была требовать наложить на него обеспечительный арест.
– Их задача – ликвидировать любую активность "Мемориала". Генеральная прокуратура пошла по пути изъятия помещений, который она применяет к Свидетелям Иеговы, действительно являющимся запрещенной организацией. В их случае передачи зданий и имущества от одной организации к другой признавались мнимыми сделками. Но деятельность "Мемориала" не запрещена в России, наша позиция на этом и основана, – комментирует Михаил Бирюков, адвокат, представляющий интересы "Мемориала".