Они все еще и поэты

Михаил Мишустин, Владислав Сурков и Сергей Лавров, коллаж

Государевых людей тянет самовыражаться

Владислав Сурков, который, как известно, видный российский поэт, драматург, помощник президента и строитель суверенной демократии, выступил с новым произведением – на тему будущего России после "победы". Произведение одобрили в Кремле, государственные агентства отрекламировали его одинаковыми анонсами. Кстати, думы о будущем не мешают им всем складывать стихи и песни. Творческим самовыражением занята практически вся кремлевская верхушка. Почему их на это так тянет? В разговоре участвуют: драматург Артур Соломонов, кинокритик Екатерина Барабаш, журналист Роман Цимбалюк.

Видеоверсия программы

Елена Рыковцева: Сегодня ваш ждет творческий вечер с участием Сергея Лаврова, Михаила Мишустина, Владислава Суркова и других видных деятелей российской политики. Мы начнем с сегодняшней сцены – это тоже такая часть представления, живой Кадыров с живым Путиным, мы сегодня увидели обоих.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Путин принял Кадырова

Елена Рыковцева: Всё, как описывала Ксения Собчак: розовый, здоровый, веселый. Только орешков не ел в присутствии Владимира Путина.

С нами Роман Цимбалюк. В частности, на вас была рассчитана эта сцена: убедить, что все хорошо. Вы лично убедились?

Роман Цимбалюк: Я давно уже не наивный молодой человек, поэтому, если мы говорим о политиках любой страны, военнослужащих, командовании и кто-то заявляет о том, что кто-то где-то умер, – пока не будет могилы с крестом, можно считать все это большими враками. Но надо отдать должное: за время своего отпуска Рамзан Ахматович подзабыл русский язык, как-то начал проглатывать звуки, чем дальше, тем больше мы начинаем его ассоциировать со словом "дон".

Хотя сама встреча – понятно, что это поддержка Путиным Кадырова или наоборот. Тут очень сложно разобраться, потому что Рамзан Ахматович становится одним из самых влиятельных российских политиков, отдельно – России, отдельно – Чечни. Рамзан Ахматович декларирует себя не просто пехотинцем, а пехотинцем, которому закон не писан. Он специально вылил в сеть это видео, где его сын бьет Журавеля. Каждый этнический русский должен прекрасно понимать, что если кадыровцы хотят их избить, то они не должны сопротивляться: это теперь новая российская мода.

Рамзан Ахматович становится одним из самых влиятельных российских политиков, отдельно – России, отдельно – Чечни

А почему он самый влиятельный и, возможно, влиятельнее, чем Путин? Потому что до этого считалось, что единственный историк в России – Владимир Путин, а выяснилось – нет. Рамзан Ахматович переписывает учебники, ставит в правильное положение помощников президента России, они изымают федеральные пособия, которые раздаются по школам для учеников 10 и 11 классов. В общем, у Рамзана Ахматовича все хорошо, а вот у русских – я не знаю.

Елена Рыковцева: Кстати, к русским фактически обратился мальчик Рамзана Кадырова в инстаграме, сказав все, что он о них думает. "Можешь сплетничать, ненавидеть, завидовать и обсуждать меня, но мы же оба понимаем, что при встрече ты будешь мне мило улыбаться", – пишет этот умный не по годам мальчик. И действительно, попробуй не улыбнись такому бойцу!

С нами Екатерина Барабаш. Я бы попросила оценить реальность с вашей профессиональной кинокритической точки зрения. Вы, как Станиславский, верите ли, что он живой и румяный?

Екатерина Барабаш

Екатерина Барабаш: Я все-таки девушка, у меня другой взгляд, мы более доверчивы, более наивны. С другой стороны, столько приходится иметь дела со всякого рода драматургическими экзерсисами, что здесь можно, конечно, предположить всякое. С драматургической точки зрения мне очень понравилось, что российский гарант с самого начала взял такой объясняющий тон. У меня было ощущение, что он отчитывается перед Кадыровым о том, что было сделано за это время. Мне еще понравилось, как он назвал танки "Абрамас", – хорошо, что не Абрамович, хотя в нынешнем тренде это было бы очень правильно: "Мойша Израилевич", "Абрамас". Конечно, если это действительно он, если он жив, то я бы на его месте взяла уроки сценической речи.

Насчет верю, не верю – не знаю. У нас есть еще один кандидат на доверие или недоверие по фамилии Соколов. У нас столько обмана и столько постановок! Помните фотошоп, когда умирающего человека поставили в каком-то кабинете: он вручает награды, фото прифотошоплено, а сам человек умирает в госпитале, как раз к этому времени умер.

Смотри также "Конспирология – это оружие слабых"

Елена Рыковцева: Вы помните, когда пропадал Путин, ставили друг за другом эти "консервы" из кабинета. Один из наших гостей из Чечни говорил: я поверю тогда, когда он выйдет с нами в прямой эфир по телефону, а вот во все эти записные штуки – не особенно.

Мы находимся внутри какого-то чужого, очень шизофренического сна

Екатерина Барабаш: Это вопрос открытый, то же самое, что и с Соколовым. Говорят, что он участвовал в заседании, – покажите, как он вышел в кадр лайв, с датой: я жив, я здоров. Народ поверит.

Елена Рыковцева: С нами на связи драматург Артур Соломонов. Какое впечатление на вас производит вся эта история, когда с Рамзаном попрощались, а теперь он в этом кремлевском кабинете?

Артур Соломонов: Мне кажется, мы находимся внутри какого-то чужого, очень шизофренического сна, сна больного человека. Мы пытаемся отделить живое от мертвого, правое от левого, пытаемся выяснить для себя какие-то ситуации, а в этом нет ни логики, ни смысла, в общем, нет ничего, кроме попытки одного человека сохранить свою власть. Как было с Пригожиным: когда он умирал, то был жив, бунт или на самом деле не бунт – это все совершенно никак не связано с четкостью, понятностью. Какая-то специальная муть ложится на всю страну. Живое, мертвое, здоровое, больное – в итоге уже практически нет смысла об этом думать. Какие-то сигналы, которые мы получаем, совершенно не связаны с разумом – они связаны, скорее всего, с тем, что мы должны понять, что хаос пока сохраняется, и этот хаос должен свидетельствовать о том, что правление будет длиться еще очень долго. У меня все это вызывает просто очень тяжелое впечатление. Я не смотрел эту встречу, я не смотрел, что говорил Путин, чего он не говорил. Мне кажется, что все это не имеет связи с реальностью.

Артур Соломонов

Елена Рыковцева: Кстати, о всякого рода галлюциногенных откровениях, которые сегодня государственные агентства друг за другом подавали очень серьезно, причем одинаковыми словами, что говорит о том, что этот текст спущен сверху. "РИА Новости" написали: "Сурков считает, что победа России станет шагом к интеграции Великого Севера". ТАСС: "Сурков считает, что победа России станет новым шагом к интеграции Великого Севера". Когда один и тот же заголовок дословно совпадает в двух разных агентствах, это значит, что он был изобретен, скорее всего, не сотрудниками этих агентств.

Но при этом нужно понимать, что речь идет о рекламе новой статьи Владислава Суркова. Он пишет следующее: "Что же можно различить впереди, если попытаться взглянуть поверх миражей, что будет, если убрать с шахматной доски ложные фигуры? Будет Великий Север. Россия, США и Европа, образующие общее социокультурное пространство, триединый северный геополитический кластер. <...> Да, нескоро. Да – "не в нашу смену". Шанс на создание большого северного союза был упущен в начале нулевых, когда наш президент предложил американцам подумать о вступлении России в НАТО. Предложение было отклонено. Скорее всего, из страха, что внутри нового контура безопасности Москва сможет оспаривать гегемонию Вашингтона и перехватывать рычаги влияния на "младших" членов альянса. Дважды такие предложения не делаются. США продолжают жить своими хроническими фобиями и маниями. <...> Нескоро они дозреют до правильного мира. Но нескоро не значит никогда. Общее будущее предопределено нашими общими корнями. Наша победа изменит и нас, и так называемый Запад, явится новым шагом к интеграции Великого Севера, где наша страна будет выступать как солидер глобального триумвирата". То есть Европа, Россия и США после российской победы образуют такое трио, в котором они на равных будут править миром. Роман, вы тоже ознакомились, надеюсь, с этим великим произведением великого российского мыслителя?

Смотри также Время фейков и утрат

Роман Цимбалюк: Да, конечно. Владислав Юрьевич – известный человек, единственное, что о нем начали забывать. Журналисты помнят его влияние на российскую политику, он с 2014 года занимался украинским направлением. Вообще-то, по-моему, он с 18 февраля 2020 года находится в отставке, как было заявлено его другом Алексеем Чеснаковым, он медитирует. Все это время он буквально несколько раз вбрасывал в информационное пространство какие-то очень сложно написанные тексты. Тут главное, чтобы Россия не начала ядерную войну, потому что это выглядит сильно диссонирующим с сегодняшним днем. Мы слышим: то по Вильнюсу хотят бахнуть ядерной бомбой, то по Лондону, то по Вашингтону, и так далее.

Кадыровым еще интересуются, а Владислав Юрьевич – такой демиург, серый кардинал в отставке

Почему этот текст ни с того ни с сего начали пиарить российские государственные агентства? Не случайно. Как я понимаю, это пас за океан, что часть американской администрации, которая концентрируется на Китае, на том Индоокеанском регионе… Соответственно, в рамках этой политики есть масса народа, которая думает, что надо каким-то образом перетянуть Россию на свою сторону и потом вместе заняться Китаем. Как бы то ни было, по культуре Россия точно не Китай, ближе к Европе. В этом плане пытаются сказать: не давайте Украине много оружия, у нас есть точка для соприкосновения, соответственно, создадим другой полюс глобальному Югу.

Роман Цимбалюк

Владислав Юрьевич давно на пенсии, давно не отсвечивает, никто даже не интересуется, жив он или нет. Кадыровым еще интересуются, а Владислав Юрьевич – такой демиург, серый кардинал в отставке.

Елена Рыковцева: Мы с вами заинтересовались Сурковым, когда Илья Пономарев сказал, что два источника в Москве сообщили ему, что он сидит под домашним арестом.

Роман Цимбалюк: Там и высокопоставленные сотрудники ФСБ сидели под домашним арестом, ссылаясь на этот источник, а потом принимали участие в публичных мероприятиях. В этой части, кто сидит под домашним арестом, а кто уже умер, это больше похоже на информационные круги, которые просто вбрасываются. Без бездыханного тела мы не можем строить какие-то аналитические выборки. Кажется, больше всех в этой истории не повезло Евгению Пригожину, который упал с небес.

Елена Рыковцева: Я предлагаю посмотреть опрос москвичей, которых мы прямо по статье Владислава Суркова спрашивали: ждет ли Россию светлое будущее?

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Ждет ли Россию светлое будущее?

Елена Рыковцева: Вам не кажется, что эти люди – дети Владислава Суркова с этой верой в будущее? Он построил в России суверенную веру в будущее, как раньше построил суверенную демократию.

Екатерина Барабаш: Что касается Суркова, тут лезут в голову сразу две цитаты. Одна цитата из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", где герой Демьяненко говорит Ивану Васильевичу: "Когда вы говорите, у меня такое ощущение, что вы бредите". Вторая – очень известная цитата из Высоцкого: "Он над нами издевался. Ну, сумасшедший, что возьмешь!". Во-первых, над нами издеваются. Во-вторых, что касается Суркова и этого его произведения, тут без психиатра не обойтись. Конечно, психиатр должен быть среди нас сейчас. Правильно сказал Артур: это действительно какая-то мгла, морок, страна пошла вразнос. Ощущение такое, что уже не ведают, что творят и зачем.

Что касается Суркова и этого его произведения, тут без психиатра не обойтись

А что касается этих людей на улицах, мне кажется, они боятся сказать что-то другое. Там есть молодые люди более-менее нормального вида, которым, по-моему, не может прийти эта ахинея насчет светлого будущего. Мне кажется, тут каким-то образом задействован страх. Это беда, трагедия. Такие опросы хуже любых гримас Путина.

Елена Рыковцева: Сейчас я хочу перейти к творческому вечеру, который подготовил для вас наш корреспондент Леонид Аверин: кто чем занимается еще, помимо Суркова, в том числе и сам Сурков помимо своих статей.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Муки творчества российской элиты

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБСУЖДЕНИЯ СМОТРИТЕ НА ВИДЕО