Гражданин России Игорь Данченко, арестованный в США на прошлой неделе, не признал себя виновным в обмане ФБР. Данченко участвовал в сборе компромата на Дональда Трампа. Обвинение считает, что он направил ФБР по ложному следу.
Бывший британский разведчик, специалист по России Кристофер Стил в 2016 году собрал сведения о контактах сотрудников предвыборного штаба Дональда Трампа с Кремлем. Это досье он передал ФБР. Досье не сыграло заметной роли в президентской кампании, однако стало основанием для слежки за лицом из окружения Трампа. С тех пор данные Стила частично подтвердились, частично были опровергнуты, частично не были ни подтверждены, ни опровергнуты. Одним из осведомителей Стила был Игорь Данченко, работавший в Вашингтоне и поддерживавший связи с широким кругом информированных соотечественников.
В 2017 году агенты ФБР несколько раз встречались с Данченко. Беседовал с ним и генеральный инспектор Министерства юстиции – должностное лицо, следящее за соблюдением законности в ведомстве. Как утверждает обвинение, в этих беседах Данченко неверно указал свои источники, чтобы замаскировать один из них – человека из близкого окружения Хиллари Клинтон.
В прошлом месяце Кристофер Стил впервые с 2016 года дал большое интервью, из которого телекомпания ABC News сделала фильм. Его автор Джордж Стефанопулос спросил Стила и о Данченко.
– Один из ваших основных информаторов сказал генеральному инспектору, что его сведения, особенно компромат, были просто слухами, сплетнями за кружкой пива. Что это просто болтовня.
– Если у вас есть конфиденциальный источник, и этот источник раскрыт, он часто пугается и пытается занизить ценность того, что он сказал и сделал. Возможно, здесь произошло именно это.
– Он боится?
– Думаю, всякий, чье имя фигурирует в таком контексте, особенно если замешаны русские, имеет все основания бояться.
В обвинениях, которые предъявил Данченко специальный прокурор Джон Дарэм, расследующий обстоятельства, при которых возникли подозрения в предвыборном сговоре, ничего не сказано о подлинности или лживости собранных им сведений. Однако тот факт, что он скрыл от ФБР свои источники, дает Трампу и его сторонникам повод поставить под сомнение и сами сведения. Конгрессмен-демократ Адам Шифф, один из инициаторов парламентского расследования предполагаемого сговора, считает такой подход в корне неверным.
– Вы сами распространяете эту российскую дезинформацию годами. Вот почему республиканцы и люди, которые доверили вам пост председателя комитета по разведке, так сбиты с толку относительно вашей вины во всем этом.
– Я не согласен с этим утверждением. Одно дело – сказать, что их действия нужно расследовать, и расследование было проведено, и другое – что мы должны были предвидеть заранее, что некоторые люди лгали Кристоферу Стилу. Предвидеть это было невозможно.
Давайте не будем использовать это как дымовую завесу, чтобы каким-то образом прикрыть виновность Дональда Трампа в том, что он пригласил Россию помочь ему на выборах, что они и сделали, в попытке заставить Украину помочь ему на следующих выборах, что он и сделал, в подстрекательстве к мятежу, что он и сделал. Ни одно из этих утверждений не перечеркнуто. Ни одно из этих серьезных должностных преступлений никоим образом не умаляется тем фактом, что люди лгали Кристоферу Стилу.
Смотри также Уроки эпохи Трампа. Идеология толерантности и ее противникиВ октябре 2019 года Фиона Хилл, к тому времени уже бывший советник Трампа по России, дала Конгрессу показания при закрытых дверях. Спустя месяц на публичных слушаниях конгрессмен-республиканец Джим Джордан напомнил ей ее слова.
– Доктор Хилл, во время дачи показаний я вас спросил: "Досье Кристофера Стила – кроличья нора?" Вы помните ответ, который вы дали на этот вопрос?
– Да, я полагала, это кроличья нора.
– И вы также сказали, что вы думали, что его одурачили. Верно?
– Да, верно.
– Меня поразил ряд вещей в вашем заявлении. Я считал, что многое попало точно в цель. Вот на седьмой странице вы говорите: "Президент Путин и российские службы безопасности используют наши собственные расследования в отношении политических оппонентов". Именно это и произошло в 2016 году.
Оказаться в кроличьей норе – значит попасть в иллюзорный мир, Страну чудес из сказки Кэрролла. Фиона Хилл сказала тогда Конгрессу, основываясь на своем знании России и своем опыте работы в ЦРУ, что Москва, вполне возможно, подсунула Стилу вместе с правдивой информацией ложную. Ирония заключается в том, что именно Хилл познакомила Игоря Данченко с Кристофером Стилом, а также с тем самым близким соратником Клинтон, который, как считает прокурор Дарэм, сообщил Данченко сведения, оказавшиеся в досье Стила.
Бывший директор национальной разведки США Джон Рэтклифф идет еще дальше. Он убежден, что и Барак Обама, и Джо Байден прекрасно знали, что теория сговора – фальшивка, но тем не менее дали ей зеленый свет. В доказательство он приводит заметки тогдашнего директора ЦРУ Джона Бреннана, сделанные им в июле 2016 года во время совещания в Овальном кабинете.
Когда я стал директором национальной разведки, я сказал: "Слушайте, я хочу видеть все разведданные об этом предполагаемом сговоре с Россией".
И я обнаружил, что, конечно же, не было никакого сговора между штабом Трампа и Россией. Но что я действительно увидел в документах разведки, некоторые из которых я рассекретил, так это то, что между штабом Клинтон и русскими был сговор с целью создания досье.
Игорь Данченко стал третьим лицом, которому предъявлены уголовные обвинения в связи с досье Стила, обвинения в том, что он распространял сведения, о которых ФБР знало, что они ложные. Собственноручные записи Джона Бреннана и другой документ, который я рассекретил, показывают, что наше разведывательное сообщество и наше ФБР знали об этом заранее, что Хиллари Клинтон разрабатывала план, чтобы очернить Дональда Трампа и ложно обвинить его в связях с Россией.
Рэтклифф уверен, что целью расследования ФБР было не установить истину, а не допустить избрания Дональда Трампа. Ведь руководил им специальный агент Питер Страк, писавший в частной переписке: "Мы остановим Трампа".
К сожалению, как вы видите из этого документа, дело было поручено дискредитированному агенту ФБР Питеру Страку, который всего за несколько недель до получения этого задания послал имейл с обещанием остановить Трампа, сделать так, чтобы Трамп никогда не стал президентом.
Человеком, который должен был расследовать фальшивое досье Стила, был Питер Страк. И вместо этого он похоронил ту часть документа, которая имела отношение к Хиллари Клинтон, и воспользовался досье, которое, как он знал, было ложным, чтобы получить судебный ордер для расследования, которое длилось четыре года и представило американскому народу все в искаженном виде.
И именно поэтому все, кто связан с досье Стила, его созданием и его незаконным использованием правоохранительными органами против штаба Трампа, прямо сейчас находятся под угрозой уголовного преследования.
По мнению бывшего специального агента Питера Страка, спецпрокурор Дарэм, в отличие от спецпрокурора Мюллера, не в состоянии построить убедительную версию сговора демократов с Москвой и потому гоняется за мелкой сошкой.
Думаю, первое, что следует понять, – это то, что люди, которым предъявлены обвинения на сегодняшний день, занимались делами почти второстепенными по отношению к сути того, на что мы обращаем внимание в расследованиях, касающихся России. Позвольте мне внести ясность. Ложь ФБР – серьезное преступление. Это преступление, если лжет советник по национальной безопасности. Это преступление, если, как утверждалось, г-н Данченко делал это во время интервью с ФБР. Но неправдой является фон всего этого. В следующую субботу исполнится два с половиной года с тех пор, как Джон Дарэм начал свое расследование. Теперь сравните это с Робертом Мюллером, который работал меньше двух лет и за это время предъявил обвинения и осудил таких людей, как советник Трампа по национальной безопасности, руководитель его предвыборного штаба, его заместитель, его личный адвокат, его личный специалист по скользким вопросам и множество очень заметных лиц, игравших ключевые и критически важные роли в избирательной кампании Трампа, а затем и в его администрации.
На слушании по мере пресечения суд счел возможным оставить Игоря Данченко на свободе. Он освобожден под залог в 150 тысяч долларов и даже не носит электронный браслет. Не запрещено ему и пользоваться соцсетями. В твиттере он размещает ссылки, не имеющие отношения к делу. Так, например, 9 ноября он поставил ссылку на советский мультфильм "Про бегемота, который боялся прививок".
Адвокат Данченко Марк Шеймел опубликовал заявление, в котором называет обвинительное заключение Дарэма "избыточно-многословным" (это выражение употребляется в тех случаях, когда прокурор раздувает из мухи слона и вставляет в текст множество сведений, не имеющих прямого отношения к формуле обвинения). Цель спецпрокурора, считает Шеймел, заключается в том, чтобы "создать ложный нарратив и тем самым унизить и опорочить признанного эксперта". Адвокат перечисляет заслуги своего клиента – в частности, разоблачение плагиата, совершенного Владимиром Путиным в его кандидатской диссертации. "Мы покажем, как эти ложные обвинения несправедливо оклеветали г-на Данченко", – обещает Шеймел.
В досудебную сделку стороны вступать как будто не намерены. Судебные слушания по делу Данченко с участием жюри присяжных начнутся в апреле будущего года.