Начался новый учебный год. За время войны российская школа сильно изменилась. Бывшие уголовники, а ныне герои так называемой спецоперации, ведут открытые уроки, имена выпускников, погибших на войне, увековечивают на памятных табличках. Государство говорит детям, что война — это новая нормальность и нормально после школы пойти на эту войну. В приграничных регионах отменяют школьные линейки, а недавних школьников бросают в бой. Депутаты придумывают все новые инициативы для детей с упором на "традиционные ценности": девочкам – рожать, а мальчикам – стрелять.
Как изменилась российская школа за время войны – попробуем разобраться с педагогом Димой Зицером.
В начавшемся учебном году в российских школах появятся новые предметы. По данным СМИ, с 1 сентября возобновятся уроки труда, на которых школьников будут обучать основам конструирования и робототехники и работе с беспилотными авиационными системами. Предмет "ОБЖ" заменят на "Основы безопасности и защиты Родины", а в раздел внеурочной деятельности введут курс "Семьеведение", который направлен на "укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, взаимоотношений с членами семьи и родными".
Ваш браузер не поддерживает HTML5
2 сентября президент России Владимир Путин посетил Тыву и провел открытый урок "Разговор о важном" в новой школе №20 имени Героев Отечества в столице республики Кызыле. Путин говорил о войне и вторжении ВСУ Курскую область, об участии трансперсон в спортивных соревнованиях и об опасности вейпов.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
О том, чему учат детей в российских школах во время войны и чего ждать от нового учебного года, говорит педагог Дима Зицер:
Все эти пафосные выступления не имеют отношения к педагогике
– Если бы меня попросили провести "Разговор о важном", я бы отказался, я бы сделал так, чтобы дети могли поговорить о том, что важно для них, о том, чего они ждут, о чем волнуется каждый из них. Все эти пафосные выступления перед детьми, похожие на похоронные речи, не имеют никакого отношения к педагогике.
– Если посмотреть методички, которые попадают в интернет, на этих уроках пытаются связать и понятие "родина" и понятие "государство". Как детям объяснить, что это не совсем одно и то же?
Растление детей – это самый страшный грех
– История такова, что они даже не смешивают эти понятия. Но главная проблема не в этом. Мне кажется, проблема в том, что они нивелируют личность, то есть они заменяют личность той самой родиной или государством, и тут разница невелика. Они всеми силами стараются сделать так, чтобы человек сначала думал о родине, а потом о себе. К моему огромному сожалению, в этом они чрезвычайно успешны. Человечество сформулировало, что растление детей – это самый страшный грех. И то, что происходит, это просто потрясающе, когда к детям умышленно посылают преступников – это доказано, человек оказался в тюрьме по этому поводу, – или когда детей растлевают, раскачивая их нравственность, заставляя их говорить, что черное – это белое, а белое – красное. Когда сидит этот человек, так называемый президент, и несет, извините, такую пургу, он врет, он старается быть значимым при помощи вранья, при помощи лжи – это растление. Это очень трагично, это совершенно ужасно. Сейчас с каждым днем я понимаю все лучше и лучше, что это не случайность. Поначалу я думал, что это такая инициатива на местах, где-то глупость, где-то гадость, а сейчас я понимаю, что это очень жесткий системный подход, очень продуманный – закатывание личности под асфальт.
Министерство образования и науки России опубликовало методические рекомендации для учителей обществознания. Педагогам предлагают включать в уроки материалы о "выдающихся россиянах". Большая часть списка современных "героев", представленных в документе, так или иначе связаны с Владимиром Путиным, выяснило "Агентство". Эти люди обнуляли президентские сроки Путина, помогали переизбираться, пиарили за границей его достижения и даже исправляли языковые ошибки в публичных выступлениях президента, отмечает издание.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– Как учитель может рассказать об этих “героях” хоть что-то положительное?
Тот, кто про это рассказывает, – преступник
– Ничего положительного учитель рассказать об этих "героях" не может. А вот непрофессиональный человек, который случайно оказался в системе образования, может. Человек, у которого нет стыда. Тот, кто про это рассказывает, – преступник. По разным данным, за прошлые годы в России уволилось 190 тысяч учителей, давайте мы вдумаемся в эту цифру, это вообще-то очень много. И это означает, что у человека всегда есть нравственный выбор. Если учитель понимает, что он не сможет остаться честным и профессиональным на своем месте, он встанет и уйдет. Шаг за шагом происходит развращение. С 1 сентября ОБЖ называется "Основы безопасности жизни и защиты родины" – это же детальки такие, мелочи. Потому что Основы безопасности жизни можно повернуть в личную сторону. Мы учимся, как сделать нашу жизнь безопасной, мы учимся, как помогать другим в случае необходимости или в случае опасности. Как только на это нахлобучили "защиту родины", закончилось личностное ощущение того, что мы занимаемся собой, занимаемся своей жизнью, нам опять сообщают о том, что, во-первых, родину нужно защищать, она постоянно в опасности и так далее – это намного важнее, чем то, что касается лично тебя.
Семьеведение – это тоже удивительная история. Если мы с вами дадим определение фашизму, одним из первых признаков будет проникновение государства в личную жизнь, в интимную сферу, под одежду, во все сферы жизни. Семьеведение – это разве не оно? Когда будут приходить какие-то дяденьки и тетеньки и рассказывать детям, как должна быть устроена семья. Не говорить о том, что кодекс каждой семьи – это дело самой семьи, что семья существует для того, чтобы людям, которые объединены этой семьей, было круто, потому что им хорошо вместе, потому что они развиваются таким образом и так далее, а им будут рассказывать, как это должно быть устроено.
– Страшно, что в пользу этого семьеведения урезают другие предметы. Например, со следующего года Минпросвещения хочет сократить обществознание – убрать его до старшей школы. Ну, и правда, зачем лишний час в неделю тратить на изучение разных форм правления, законов и прочих вещей, о которых лучше не знать, живя в России. Но будет больше уроков истории – там подробнее расскажут о современной России. Через сколько поколений в сознании граждан закрепится то, что напишут в этих учебниках?
У младших школьников это закрепляется мгновенно
– В зависимости от возраста. Есть даже исследования на эту тему. Если мы говорим о младших, то у них закрепится очень быстро, потому что, когда первоклассник приходит в школу, неважно, что происходит дальше, но большинство первоклассников в школу хотят, потому что это новый этап в их жизни, для них это круто. Для подавляющего большинства первоклассников первая учительница – это значимый взрослый. Если вся гадость накладывается на эту веру, как у младших школьников, тем более в детском саду, – это закрепляется мгновенно. Если мы говорим о молодых людях возраста 14–16 лет, то у них в принципе есть здоровый скептицизм, чтобы не сказать цинизм, по отношению ко взрослому миру, какие-то вещи, возможно, будут ими отторгнуты именно вследствие такой особенности этого возраста или конкретных личностей. Но вообще вечно в двоемыслии жить нельзя. Я уверен, чем дольше это продолжается, тем прочнее это заседает в мозгах и вообще в структуре личности. Я думаю, что уже можно говорить об очень серьезных "результатах", особенно у младших школьников.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– В современных российских школах есть парты Героев и таблички в честь вчерашних выпускников, которые пошли на войну с Украиной. Как вы думаете, как это действует на учеников? И как вообще избежать милитаризации образования?
Проблема в том, что дети хотят быть такими же
– Я хотел бы дать совет тем людям, которые не хотели бы, чтобы их дети это учили: не сдавать экзамены, история не является обязательным экзаменом. Что касается выпускников, которые стали убийцами и преступниками, проблема в том, что дети хотят быть такими же. Нормальная реакция, особенно если мы говорим про младших детей, 7–10 лет, – то, что делают преступные взрослые, влияет на этих детей на сто процентов. Поэтому с этой точки зрения, к сожалению, они действуют правильно. Представьте, такая самоидентификация происходит у человека: вот за этой партой сидел такой замечательный Ваня, он теперь наш герой, ты сидишь за этой же партой. Многие люди склонны к романтизации войны, тем более дети. Так что влияет это так – они замыкают круг.
– А как это переломить? Может быть, родители могут что-то сделать?
Родители могут перейти на семейную форму обучения, это законно и недорого
– Родители могут встать и уйти из школы, если такое происходит, перейти на семейную форму обучения, которая законна, которая существует, на которую не могут вас не отпустить по закону. Не слушать умышленно настроенные в вашу сторону разговоры о том, что это стоит много денег, о том, что вам придется уйти с работы. Вам не придется уходить с работы, это не стоит огромных денег. Возможно объединение с другими родителями, которые думают так же, как и вы. Это тот редкий случай, когда шанса проскочить нет. Если в вашу школу проникла индоктринация, важно подчеркнуть, что не сто процентов школ в России на сегодняшний день заражены пропагандой, если это в вашу школу проникло, единственный вариант – это уход.
– За время войны против российских учителей было возбуждено 106 административных и 23 уголовных дела, большинство – за так называемую дискредитацию армии, причем половина из них – за высказывания в нерабочее время. Может быть, вы знаете, как учителю обезопасить себя, как ему донести важные мысли до детей, но не попасть в тюрьму при этом?
Если вы чувствуете, что готовы начать лукавить и лгать, – надо уходить
– Если вы чувствуете, что вы должны начать лукавить, должны начать лгать, должны начать делать прямо противоположное тому, что вы собирались делать, идя в педагогику, в учительскую профессию, нужно уходить. Все эти разговоры: а кто же детям скажет правду? Вы простите меня, но эти разговоры от лукавого, правду детям скажут родители, а если речь идет о правде, вы с этими детьми встретитесь за дверьми школы. В тот момент, когда учитель истории встает и уходит, потому что он должен детям лгать и рассказывать какие-то басни про Крым, в этот момент месседж, который он посылает ученикам, поверьте мне, не менее важен, чем если он останется и будет давить собственное горло, заталкивать обратно собственные слова. Я знаю, что это тяжелый совет, но это совет очень искренний и очень честный, – говорит Дима Зицер.