Почти все, кто побывал в эти дни в Киеве, рассказывают о странных чувствах, которые они ощутили. О сюрреализме картинки, которую видели, и о сюрреализме все того, что происходило вокруг.
На улице ночь, баррикады в центре украинской столицы, люди греются возле бочек, на сцене звучит музыка, кто-то пляшет и машет государственным флагом, кто-то посматривает за ограждение, где с ноги на ногу переминаются усталые срочники внутренних войск. Десятки и сотни людей пишут в социальных сетях о том, что происходящее на Майдане и возле него похоже на сюр, кафкианство и пелевинщину.
Сюрреализм тут и вправду повсюду. Когда впервые ступаешь на территорию, огражденную баррикадами, чувствуешь, будто попал во что-то среднее между фильмом с постапокалиптическим сценарием (например, "Бешеный Макс") и лентой о Средневековье. На вратах – блокпосты, парни и старшие мужики в оранжевых касках на головах, будто стражи у городских ворот. Это же город-крепость. Город-держава. Не зря баррикады получают имена, как когда-то их именовали за цехом или церковной громадой, за которыми были закреплены. Майдановские ограждения тоже имеют имена от тех, кто их охраняет: Свободовская баррикада, Ударовцев, Батькивщиновская, Афганцев, Гражданская, Спильносправивська, а также от улиц и площадей, на которые выходят или к которым примыкают: Европейская, Бессарабская, Михайловская, Институтская, Городецкая.
Сами баррикады были сконструированы из подручных материалов: штучной хвои, которой так и не суждено было стать главной украинской елкой, деревяшек, металлических заграждений, ограждений клумбы, какой-то мебели. Все это сверху обтянули колючей проволокой. Чтобы создать атмосферу праздника, на проволоку нацепили елочные украшения – шарики и дождик. Вот фотография: балерина стоит на пуантах в центре зала, занятого митингующими Октябрьского дворца. Она пришла на занятия. По обе стороны вдоль зеркал и гимнастических станков спят люди, лежат на туристических ковриках или просто на полу. Никто не возмущается, все понимают – время такое.
Сюрреализм в Киеве сейчас даже в метро. По эскалатору поднимается мужчина в
костюме Бэтмена. Он видит людей, укутанных во флаги Украины и ЕС, понимает, что те возвращаются с Евромайдана, и кричит им: "Слава Украине!" Все дружно отвечают: "Героям слава!" – и едут себе дальше. Будто бы каждый день в метро так приветствуют Бэтмена. Моя подруга Вика сказала: а разве не сюрреализм то, в каких условиях мы живем вне Майдана, в той, другой жизни? И она права. Разве это не сюр и не Средневековье, когда люди укрываются от милиции за церковными стенами? Когда колокола Михайловского собора целую ночь оповещают людей в Киеве о новой попытке зачистить Майдан и общей мобилизации? Когда байкеры подоспевают по зову колоколов встать на защиту баррикад и помочь измученным протестующим? Когда митингующие, закрывшиеся в здании Киевского горсовета, поливают со второго этажа водой милицию, что пришла взять дом штурмом? Разве не сюрреализм, что второй по размерам страной Европы управляет дважды судимый человек, причем сидел он не за политические убеждения? Что этот человек заявляет о давлении и шантаже из России, но готов принять ее условия?
Сюрреализм по-украински – это когда лидер Компартии Украины Петр Симоненко дважды апеллирует к Богу, говоря о сносе памятника Ленину в центре столицы: "Мы не будем требовать наказания для тех, кого уже бог наказал. А бог уже наказал тех, кто совершил этот акт вандализма, лишив их разума". Разве не сюр, когда врачи отказываются лечить больных без денег, несмотря на то что медицина бесплатна, а священники – отпевать без предоплаты? Когда учителя и преподаватели вымогают взятки, а тех, кто не "берет", "травят" изо всех сил. Когда депутаты безнаказанно "дербанят" бюджет. Когда мажоры сбивают людей на пешеходных переходах насмерть и остаются безнаказанными. Когда президент страны живет в роскошной резиденции, на работу иногда летает на вертолете, в то время как политики стран Запада ездят на работу на велосипедах.
Евромайдан живет абсолютно иной, организованной, интересной, веселой и доброй жизнью. Такой, какой она должна была бы быть и по другую сторону баррикад. Когда выйти за пределы Майдана, то всего этого вообще будто не существует. Только ленточка цветов государственного флага на трубке телефона в дежурной по станции "Контрактовая площадь" позволяет понять, что все это диво на самом-то деле происходит.
Назарий Заноз – украинский публицист и политический обозреватель
На улице ночь, баррикады в центре украинской столицы, люди греются возле бочек, на сцене звучит музыка, кто-то пляшет и машет государственным флагом, кто-то посматривает за ограждение, где с ноги на ногу переминаются усталые срочники внутренних войск. Десятки и сотни людей пишут в социальных сетях о том, что происходящее на Майдане и возле него похоже на сюр, кафкианство и пелевинщину.
Сюрреализм тут и вправду повсюду. Когда впервые ступаешь на территорию, огражденную баррикадами, чувствуешь, будто попал во что-то среднее между фильмом с постапокалиптическим сценарием (например, "Бешеный Макс") и лентой о Средневековье. На вратах – блокпосты, парни и старшие мужики в оранжевых касках на головах, будто стражи у городских ворот. Это же город-крепость. Город-держава. Не зря баррикады получают имена, как когда-то их именовали за цехом или церковной громадой, за которыми были закреплены. Майдановские ограждения тоже имеют имена от тех, кто их охраняет: Свободовская баррикада, Ударовцев, Батькивщиновская, Афганцев, Гражданская, Спильносправивська, а также от улиц и площадей, на которые выходят или к которым примыкают: Европейская, Бессарабская, Михайловская, Институтская, Городецкая.
Сами баррикады были сконструированы из подручных материалов: штучной хвои, которой так и не суждено было стать главной украинской елкой, деревяшек, металлических заграждений, ограждений клумбы, какой-то мебели. Все это сверху обтянули колючей проволокой. Чтобы создать атмосферу праздника, на проволоку нацепили елочные украшения – шарики и дождик. Вот фотография: балерина стоит на пуантах в центре зала, занятого митингующими Октябрьского дворца. Она пришла на занятия. По обе стороны вдоль зеркал и гимнастических станков спят люди, лежат на туристических ковриках или просто на полу. Никто не возмущается, все понимают – время такое.
Сюрреализм в Киеве сейчас даже в метро. По эскалатору поднимается мужчина в
Евромайдан живет организованной, интересной, веселой и доброй жизнью. Такой, какой она должна была бы быть и по другую сторону баррикад
Сюрреализм по-украински – это когда лидер Компартии Украины Петр Симоненко дважды апеллирует к Богу, говоря о сносе памятника Ленину в центре столицы: "Мы не будем требовать наказания для тех, кого уже бог наказал. А бог уже наказал тех, кто совершил этот акт вандализма, лишив их разума". Разве не сюр, когда врачи отказываются лечить больных без денег, несмотря на то что медицина бесплатна, а священники – отпевать без предоплаты? Когда учителя и преподаватели вымогают взятки, а тех, кто не "берет", "травят" изо всех сил. Когда депутаты безнаказанно "дербанят" бюджет. Когда мажоры сбивают людей на пешеходных переходах насмерть и остаются безнаказанными. Когда президент страны живет в роскошной резиденции, на работу иногда летает на вертолете, в то время как политики стран Запада ездят на работу на велосипедах.
Евромайдан живет абсолютно иной, организованной, интересной, веселой и доброй жизнью. Такой, какой она должна была бы быть и по другую сторону баррикад. Когда выйти за пределы Майдана, то всего этого вообще будто не существует. Только ленточка цветов государственного флага на трубке телефона в дежурной по станции "Контрактовая площадь" позволяет понять, что все это диво на самом-то деле происходит.
Назарий Заноз – украинский публицист и политический обозреватель