Ссылки для упрощенного доступа

Выборы в США

"...Не предвидя ныне никакой надежды для поправления претерпеваемых ими утеснений, нашлись они принужденными учинить торжественную декларацию сию, которою объявляются соединенные колонии вольным и независимым государством... Издание пиесы сей, да и обнародование формальной декларации войны противу Великобритании доказывает всю отвагу тамошних начальников". Так временный поверенный в делах России в Лондоне Василий Лизакевич в августе 1776 года сообщал первоприсутствующему Коллегии иностранных дел Никите Панину о принятии Континентальным конгрессом Декларации независимости. Императрица Екатерина II отказала королю Георгу III в просьбе направить для усмирения взбунтовавшихся колоний русских солдат и провозгласила нейтралитет, однако так и не признала новое государство – это сделал её внук Александр I.

Молодой царь с его либеральными увлечениями, которые Пушкин назвал "юными забавами", был, пожалуй, единственным правителем России, сочувствовавшим целям американской революции. Было бы упрощением утверждать, что отцы-основатели США во всем соглашались друг с другом. Проект государственного устройства рождался в яростных спорах. Их книжный ум искал в прошлом примеры эффективного и справедливого управления, но вывод был таким: всякая власть – зло, враждебное свободе. Защитить свободу способен только закон.

"Снова" не будет, будет другое. И не обязательно плохое

Отсюда концепция верховенства закона, который не считается ни с политической целесообразностью, ни с выгодой, ни с тем, о чём в России говорят: суди не по закону, а по совести. Архитекторы американской республики не питали особых иллюзий относительно человеческой природы. Они знали, что ради честолюбия, алчности и власти человек способен на низость, и с тревогой предвидели, что Конгресс может стать инструментом "тирании большинства", а потому предусмотрели процедурные возможности не допустить этого. С мелкими починками механизм Конституции действует по сей день, и починки эти направлены главным образом на ограничение полномочий исполнительной власти.

Декларация независимости провозглашает "самоочевидной истиной" равенство всех людей перед Богом. Но никуда не деться от первородного греха Америки – рабства. Вожди борьбы за независимость прекрасно сознавали это противоречие, примерно как русские декабристы. Рабовладелец Томас Джефферсон писал в 1785 году: "Можно ли считать свободы нации прочными, если мы устранили ее единственную твердую основу – убеждённость людей в том, что наши свободы есть дар Божий, что их нельзя попирать, не навлекая на себя Его гнев? Я трепещу за свою страну, когда думаю о том, что Господь справедлив..."

Англия запретила работорговлю в своих колониях на полвека раньше, чем США. Поэтому у потомков рабов нет оснований праздновать День независимости. Свой национальный праздник Америка справляет в тревоге и смятении. Кривая пандемии, которую карантин было сплющил, снова поползла вверх. Парады и народные гулянья отменены. Из массовых мероприятий остался только фейерверк, которым рекомендуют любоваться из окна или по телевизору. Но это не единственное огорчение. Гораздо серьезнее то, что США не знают, как быть со своим историческим нарративом. Один из модных брендов последних дней, заменивший слоган Дональдом Трампа "Сделай Америку великой снова", – бейсболки и футболки с надписью "Сделай Оруэлла вымыслом снова". То, что совсем недавно изображалось в мрачной дистопии, стало реальностью, и в обратное превращение верится с трудом. Но эксперимент, которым отцы-основатели считали созданное ими государство, продолжается. Поветрие, будь то смертельная хворь или помрачение умов, пройдет. "Снова" не будет, будет другое. И не обязательно плохое.

Владимир Абаринов – вашингтонский журналист и политический обозреватель

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

10 июня в Бостоне со статуи Христофора Колумба пропала голова
10 июня в Бостоне со статуи Христофора Колумба пропала голова

В США продолжается кампания по сносу памятников – теперь уже не стихийная, а по решению местных властей. На этой неделе в столице штата Огайо демонтировали статую Христофора Колумба, а в Бостоне постановили убрать с городской площади скульптуру Авраама Линкольна.

Война с памятниками, увековечивающими политиков и военачальников Конфедерации – коалиции южных штатов, развязавших Гражданскую войну, – идет не первый день. Но после насильственной смерти от рук полицейского афроамериканца Джорджа Флойда она приняла небывалый размах. По данным на 2 июля, по всей стране снесены или подлежат сносу 57 монументов, связанных с Конфедерацией.

Католический архиепископ Нью-Йорка кардинал Тимоти Долан сравнил это движение с культурной революцией в Китае. Другие сравнивают его с иконоборчеством большевиков. Но колумнист газеты Washington Post Юджин Робинсон напоминает, что эти монументы были в свое время воздвигнуты с целью пересмотра истории. Реконструкция, о которой он говорит, – это процесс социально-экономической и политической перестройки в южных штатах, законы Джима Кроу – законы, направленные на дискриминацию цветного населения.

Это важно в историческом отношении, потому что Гражданскую войну они проиграли. Все эти памятники в основном были поставлены на рубеже ХХ века, десятилетия спустя после Гражданской войны. Их поставили в то время, когда Юг задушил в колыбели Реконструкцию и принимал законы Джима Кроу. Так что демонтаж памятников Конфедерации – это не разрушение истории. Это на самом деле восстановление реальной истории, потому что памятники эти были попыткой исказить историю, рассказать ложную историю Гражданской войны и то, чем она закончилась, кто, собственно, ее выиграл. Факт заключается в том, что Юг потерпел поражение.

Один из лидеров движения за расовое равноправие, баптистский пастор Эл Шарптон придерживается аналогичного мнения.

Эти статуи находятся в публичных местах, которые содержатся на деньги налогоплательщиков. Получается, Трамп хочет, чтобы черные, цветные, все американцы платили за прославление людей, которые воевали за то, чтобы их предки оставались рабами. Платили за то, чтобы их чистили, чинили и охраняли. Это оскорбительно для всех нас. У нас должны быть статуи тех, кто сражался с ними и победил, а не тех, кого победили. Как бы чувствовал себя ветеран Второй мировой войны, если бы его налоги шли на уход за изваяниями Муссолини или Гитлера на площадях?

Жертвой войны с памятниками скоро станет Мемориал эмансипации в Бостоне. Городская комиссия по культуре единогласно постановила демонтировать установленную перед мэрией скульптурную группу, изображающую президента Линкольна и освобожденного раба. Проблема заключается в том, что бывший раб стоит на коленях.

Бостонская скульптура – копия монумента, установленного в Вашингтоне. Он создан скульптором Томасом Боллом в 1876 году на деньги, собранные освобожденными рабами. Инициатором проекта стала бывшая рабыня Шарлотта Скотт, пожертвовавшая на памятник первые же заработанные ею пять долларов. В вашингтонском Афроамериканском музее Гражданской войны Шарлотту Скотт оживили – ее играет Марша Коул. Вот что она говорит о Мемориале эмансипации.

Люди склонны думать, что эта фигура изображает покорность, но, если посмотреть на ее внимательно, мы, возможно, увидим нечто другое. Этот человек не стоит на коленях со склоненной головой. Он начинает подниматься с колен. И голова его не склоняется, а поднимается, потому что он смотрит вперед на свое свободное будущее. Да, на его руках кандалы, но цепь разорвана.

Однако и в Вашингтоне ведется сбор подписей под петицией о сносе Мемориала.

Кандидат демократов в президенты Джо Байден на недавней пресс-конференции призвал различать памятники деятелям Конфедерации и другим историческим личностям, чьи заслуги перед Америкой перевешивают их вину.

Тут не может быть сравнения. Владел ли Джордж Вашингтон рабами, владел ли Томас Джефферсон рабами – их нельзя сравнивать с теми, кто совершил мятеж, предательство с целью сохранить рабство. Так что я думаю, что все эти памятники Конфедерации, солдатам, генералам – всем, кто твердо поддерживал отделение и сохранение рабства и ради этого пошел на войну, их статуи – принадлежность музеев. Им не место в общественных местах. А что касается таких монументов, как мемориал Джефферсона, то у правительства есть обязанность защищать их, потому что это другое, это дань памяти. На них надо смотреть в более широкой перспективе. Ну, к примеру, снос статуи Христофора Колумба или Джорджа Вашингтона. Думаю, у властей есть и возможность, и обязанность предотвратить это.

Именно в тот день, когда он это говорил, в столице штата Огайо по решению городских властей демонтировали памятник Колумбу.

Власти пока не придумали, что делать со статуей, а главное – теперь возникает вопрос: как быть с названием города, ведь он называется Коламбус.

Загрузить еще

Дональд Трамп победил на выборах президента США - после экстраординарной избирательной кампании:

  • Трамп был признан виновным в уголовном преступлении.
  • На необычайно ранних дебатах Джо Байден потерпел поражение, подтвердив мнение большинства избирателей, что он слишком стар для нового срока.
  • На Трампа было совершено покушение во время его предвыборного митинга. Он чудом остался жив.
  • Байден объявил о выходе из кампании. Демократическая партия объединилась вокруг вице-президента Камалы Харрис.
  • Секретная служба предотвратила новое покушение на Трампа.
  • Трамп одержал убедительную победу и в коллегии выборщиков, и в общенациональном голосовании, и 20 января 2025 года возвращается в Белый дом.

Подписывайтесь на наш твиттер Кокус-и-Праймери!

XS
SM
MD
LG