Ссылки для упрощенного доступа

Спорные территории на Северном Кавказе


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Магомед Мусаев.

Алексей Кузнецов: На Северном Кавказе, как утверждают эксперты, находится около 30 спорных территорий. Почти все они появились в результате сталинской репрессивной политики в регионе. В середине XX века, отправляя одни народы в ссылку, советская власть насильно заселяла освободившиеся земли другими народами. Распутывать узлы сталинской политики сегодня не получается, увы, без кровавых этнических конфликтов.

Магомед Мусаев: Северный Кавказ - это один из самых полиэтнических и многоконфессиональных регионов мира. Это единственный регион, где население в последнее десятилетие не уменьшилось, а возросло. По мнению доктора философских наук, академика Академии социальных наук Российской Федерации Алиева Абдулгамида, Южный Федеральный округ и Кавказ переживают такое всемирное явление, как взрыв этничества: "Ослабление российского государства в результате развала СССР, ошибки политиков и негативные последствия общественно-экономических преобразований последнего десятилетия дали возможность проявлению деструктивных сил на Северном Кавказе, которые поставили цель разрушить территориальную целостность страны. Им удалось развязать вооруженные конфликты, которые привели к огромным человеческим жертвам и материальным потерям".

К сожалению, автор этих строк полностью умалчивает тот факт, что в роли деструктивных сил зачастую оказывалось именно кремлевское руководство, причем как в эпоху коммунистического тоталитаризма, так и в наши дни. Один из ярких тому примеров - решение Министерства обороны при поддержке Госсовета республики Дагестан в одностороннем порядке прибрать 60 га земель в Ботехском районе Дагестана под строительство военного городка с общей численностью от 10 до 12 тысяч военнослужащих, и это при острейшем малоземелье в горном Дагестане.

Федеральный центр по сути дела никогда не считался и не считается с волей коренных народов Северного Кавказа, а навязывает им даже алфавиты, которые они должны использовать для нужд родных языков. Поэтому февраль 1944 года был не только трагедией для чеченского и ингушского народов, но и дагестанцев, осетин, вовсе не по своей доброй воле депортированных на изгнанные в казахстанскую и среднеазиатскую глушь вайнахов. Вот что сказал заслуженный работник культуры республики Дагестан Шахшаев Джафар: "В двойственности положения моего народа я обвиняю, прежде всего, Госдуму и Совет Федерации России, принявших закон о репрессированных народах, но не принявших подобный закон в защиту депортированных народов, хотя судьбы и у тех, и у других одинаково трагичные. Для этого у них не нашлось ни времени, ни мужества, ни мудрости, хотя участие в судьбе одних народов и игнорирование проблем других, кстати, созданных искусственно, всегда чревато непредсказуемыми последствиями".

XS
SM
MD
LG