Ссылки для упрощенного доступа

Россия хочет удешевить свои отношения с Советом Европы


Россия знает чем удивить мир
Россия знает чем удивить мир

У России в 2006 году совпали аж два повода снова почувствовать себя великой державой: она председательствует в «большой восьмерке» и целых полгода (с мая по ноябрь) будет возглавлять Комитет министров Совета Европы, единственную общеевропейскую организацию, где у России имеется полноправное членство. Между тем, еще до начала этого председательства МИД России говорит, что Москва собирается давать в бюджет Совета Европы меньше денег. С таким заявлением сегодня выступил директор Департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Сергей Рябков. По его словам, финансовый взнос Москвы не дает адекватной отдачи. Работу делегации России в Парламентской Ассамблее Совета Европы такой шаг не облегчает. И глава этой делегации, председатель комитета Государственной Думы по международным делам Константин Косачев говорит, что уменьшать российский взнос в бюджет Совета Европы стоит попозже.


«Тактически делать это в период нашего председательства в Совете Европы мне кажется неоправданным. Мы бы тем самым существенно сузили свои возможности как председателя. Но эта тема приобретет совершенно конкретную практическую актуальность в будущем году, то есть после завершения нашего председательства в Комитете министров Совета Европы».


Слова «тактически неоправданно» - это, пожалуй, самое мягкое из того, что думцы говорят о заявлении МИДа прямо перед сессией ПАСЕ. Глава делегации будущему председательству России в Совете Европы рад, хотя и предвидит трудности. «Россия впервые будет председательствовать в паневропейской организации. Это вызов, это принципиально другие возможности влиять на деятельность этой организации, для России очень важной и очень нужной. Понятно, что те политические силы, которые не симпатизируют России в Европе, будут использовать это обстоятельство для того, чтобы, во всяком случае, в стенах Ассамблеи будировать российскую тему и изыскивать возможности оказания дополнительного давления на нашу страну».


Как примеры давления Константин Косачев приводит два пункта из повестки предстоящей сессии ПАСЕ - доклад немецкого парламентария Рудольфа Биндига о правах человека в Чечне и вопрос о необходимости осудить преступления тоталитарных коммунистических режимов. В предстоящем осуждении коммунизма атаку на себя усмотрела и российская компартия, один из руководителей которой депутат Госдумы Иван Мельников взялся объяснить общественности, зачем это делается: «Авторы документа пишут (я цитирую) что "ностальгия по коммунистическим временам создает угрозу прихода к власти коммунистов". Вот, собственно, чего боятся авторы документа. Они правы. Потому что идеология социальной справедливости, которая получила чувствительный удар после разрушения Советского Союза, снова набирает силу».


Парламентарии из Европы говорят, что в Москве зачем-то культивируется образ врага на Западе. Европейцев там то называют партнерами, то говорят, что западные страны Россию за великую державу не считают. С бывшими республиками Советского Союза Москва, по словам многих членов ПАСЕ, до сих пор ведет себя, как с младшими братьями или вассалами империи. Если учесть, что многие из этих стран сами теперь члены Совета Европы, получается особенно некрасиво. Имперский комплекс еще никому и никогда не помогал, полагает член ПАСЕ от Швейцарии Андреас Гросс, давно занимающийся в Ассамблее российской темой: «Я вижу объяснение многим российским проблемам в том, что ее (России – РС) руководство чувствует себя окруженным враждебными силами, чувствует себя напряженно в мировой политике. Это объяснимо, учитывая российскую историю, но все равно не стоит играть в империю. Как они общаются с Украиной, как поддерживают Лукашенко, что они делают в отношениях с Грузией - это наследие имперской политической культуры, которую мы должны преодолеть».


Тема взаимоотношений России с соседями тоже может всплыть на предстоящей сессии. Многие европейцы, мягко говоря, не поняли, зачем Москве понадобился газовый спор с Киевом. Рудольф Биндиг - тот самый, который будет докладывать Ассамблее о положении с правами человека в Чечне - уверен, что страна, готовящаяся занять председательское кресло в Совете Европы, вообще должна повнимательнее относиться к тому, что о ней говорят. Впрочем, ветеран немецких социал-демократов говорит, что придавать особого значения председательству России в Совете Европы не стоит: «Оно дается всем странам-членам в порядке букв английского алфавита. Сейчас Россия занимает кресло председателя после Португалии и Румынии. Да, это дает председательство на заседаниях Комитета министров Совета Европы, но по-прежнему у россиян на этих заседаниях все равно будет лишь один голос».


А вот российские правозащитники опасаются, что председательство Москвы в Совете Европы при всей его формальности - станет неким знаком одобрения всего того, что делает российская власть. Так, например, полагает руководитель правозащитного центра «Демос» Татьяна Локшина: «С одной стороны, можно рассуждать о том, что это обычная ротация. С другой стороны, это легитимация России и путинского режима как демократического государства. А демократическим государством Россия, безусловно, не является».


Но и выгонять Россию из организации, куда ее приняли ровно десять лет назад, по мнению Татьяны Локшиной, тоже не следует: «Совет Европы - это джентльменский клуб, в который Россию приняли 10 лет назад с определенными оговорками. Джентльменский клуб сам по себе механизм влияния. Существование России в Совете Европы дает демократическим государствам возможность время от времени покачать головой, потрясти указующим перстом и сказать - нет, не так, все-таки этого делать нельзя».


Наблюдателям, следящих за взаимоотношениями России и Совета Европы, никогда не было скучно: то Дмитрий Рогозин уводил российскую делегацию из зала заседаний в Страсбурге, то Владимир Жириновский кидался в журналистов землей из-за ограды российского представительства в этом городе. Так что нынешние препирательства Москвы и европейских ее критиков отнюдь не самые бурные. Впрочем, многие ждут начинающегося в мае российского председательства с замиранием сердца. Ведь управление организацией, которой сам же обещаешь срезать бюджет, - дело не из легких.


XS
SM
MD
LG