С 17 по 19 марта в Государственном Кремлевском Дворце и 22 и 23 марта в петербургском зале «Октябрьский» начнется мировое турне китайских артистов с уникальным акробатическим балетом «Лебединое озеро».
Журналистам предоставили возможность посмотреть фрагменты спектакля. Точно определить жанр невозможно. Это зрелище, поставленное на либретто «Лебединого озера» и музыку Чайковского, упакованное в роскошные декорации и костюмы и оснащенное спецэффектами, как в американских мюзиклах, отличается неистощимой фантазией хореографа Жао Минга и сверхвиртуозной работой артистов — танцоров и исполнителей цирковых трюков одновременно. Партии маленьких лебедей переданы маленьким лягушатам, которые делают все, что положено, только танцуя на руках, балерина идет по канату на пуантах, или партнер удерживает ее в арабеске и на пуантах на вытянутой руке.
Впечатление от увиденного — сильнейшее. Тем более удивительной показалась реакция российских деятелей искусства, которые явно должны были китайский театр рекламировать. Тон задал руководитель Цирка на Цветном бульваре Максим Никулин: «Мне обидно за нашу страну. Лет шесть назад я был в жюри в Учао на фестивале, и на гала приехал президент Китая, не самой, между прочим, маленькой страны на свете. Он посмотрел гала, поздоровался с артистами, поприветствовал публику, и я его спросил: "Что для вас цирк?" Он говорит: "Для нас цирк — это часть великой национальной культуры Китая". А то, что у нас последние лет пятнадцать на цирк наплевать всем, начиная от президента и кончая последним чиновником управления культуры, — это однозначно. Когда за твоими плечами государство, за твоей спиной века цирковой культуры, конечно, можно работать, можно ставить серьезные проекты. В мире всего два национальных цирка пока — это русский и китайский. И здесь, поскольку это балет, вы же прекрасно видите, насколько сильно влияние нашего классического балета. Практически все наше! Адажио акробатическое — это чисто российский номер, наш жанр, мы его придумали. Пуанты на проволоке — лет 30-40 назад, если я не ошибаюсь, наши ходили, причем на восьмиметровом канате. То есть, здесь как бы ничего нет нового, просто талантливые люди собрались и при поддержке государства сделали интересный проект».
Вслед за Максимом Никулиным — Эмиль Кио, Нина Семизорова и другие стали говорить о том, что все это в России уже было: и цирковой номер «Бахчисарайский фонтан», и шоу балета на льду, и пантомима «Руслан и Людмила», и так далее, и тому подобное. Вспомнился анекдот. Старик выловил золотую рыбку: «Чего тебе надобно, старче? — Хочу, чтобы у меня все было. — Старик, у тебя все было...»
Китайцы меньше надеются на золотую рыбку в лице государства. В ходе разговора выяснилось, что вовсе не оно, а частная компания дала деньги на замечательное шоу китайских артистов.