Синдикат иностранных банков - кредиторов ЮКОСа подал сегодня иск в Арбитражный суд Москвы о признании нефтяной компании банкротом. Это подтверждают в самой компании. Как сообщает информационное агентство «Интерфакс», в арбитраже иск приняли к рассмотрению.
Нефтяная компания получила синдицированный кредит от ряда иностранных банков в сентябре 2003 года. В числе кредиторов были Citibank, Commerzbank, Credit Lyonnais, Deutsche Bank, HSBC Bank, ING Bank, KBC Bank, BNP Paribas и UFJ Bank Nederland. Банком-координатором, агентом и уполномоченным организатором кредита выступал SG Corporate and Investment Banking.
2 июля 2004 года SG уведомил нефтяную компанию о дефолте по этому кредиту, и банки-кредиторы начали списывать средства с экспортных счетов ЮКОСа в счет погашения долга. Однако в декабре 2004 года основной нефтедобывающий актив компании «Юганскнефтегаз» ушел с молотка и позднее стал частью активов госкомпании «Роснефть». ЮКОС практически перестал экспортировать нефть и расплачиваться по долгам.
С конца 2003 года ЮКОСу предъявлялись серьезные налоговые претензии за 2000-2003 годы. По оценке самой компании, налоговые претензии составили 27,5 миллиарда. Уже в январе нынешнего года ЮКОСу выставили новый счет по результатам деятельности за 2004 год в размере 3,5 миллиарда долларов.
Продажа за 9,35 миллиарда долларов «Юганскнефтегаза» не рассчитала компанию с кредиторами. В результате летом прошлого года иностранные банки подали на ЮКОС в Высокий суд Лондона, который удовлетворил их иск о взыскании с российской нефтяной компании 482 миллионов долларов долга. В соответствии с законом, это решение должно быть подтверждено российским арбитражным судом.
28 сентября 2005 года российский суд удовлетворил заявление 14 иностранных кредиторов о подтверждении на территории России решения суда Лондона. Федеральный арбитражный суд Московского округа это решение отменил, но Арбитраж вынес свой вердикт повторно.
Как сообщает «Интерфакс», пресс-служба Лондонского офиса удивлена фактом обращения консорциума банков-кредиторов в Московский арбитражный суд с иском о банкротстве компании. «Мы постоянно поддерживаем с ними диалог, и информируем обо всех наших действиях, направленных на погашение задолженности. Банки знают, что ЮКОС планировал направить на выплату долга перед ними выручку от продажи зарубежных активов. Однако желание банков требовать средств от ЮКОСа через банкротство вызывает недоумение, так как по российским законам они являются одними из последних в очереди на получение средств от компании», - цитирует «Интерфакс» пресс-релиз.
Согласно законодательству о банкротстве, требования как государства, так и банков-кредиторов относятся к третьей очереди. Кому выплачивать деньги из конкурсной массы должника, на практике решает конкурсный управляющий.
Сейчас ЮКОС должен около 9,8 миллиарда долларов государству в виде налогов и штрафов, 1,1 миллиарда по двум предэкспортным кредитам зарубежных банков, из которых консорциуму во главе с SG Corporate and Investment Banking - 482 миллиона, а остальное - группе МЕНАТЕП.
Решение банков – не первое скандальное происшествие связанное с нефтяной компанией. Речь идет о конфликте, который произошел между российским и лондонским офисом компании. Президент ЮКОСа Стивен Тиди , который управляет его активами из Лондона, принял решение уволить московского управляющего компании – президента «ЮКОС РМ» Анатолия Назарова. Как сообщает «Коммерсант», это будет сделано 13 марта на чрезвычайном заседании совета директоров компании в Киеве. Вслед за этим внеочередное собрание акционеров «ЮКОС РМ» выведет господина Назарова и из совета директоров. «Сам он считает предстоящие решения нелегитимными и намерен оспорить их в суде. Судя по поведению управляющего, он заручился серьезной политической поддержкой», - пишет издание.
Конфликт произошел из-за неназначения на должность первого вице-президента компании директора торгового дома «ЮКОС-М» Романа Хоменко, на чем настаивал Тиди. Кстати, как сообщает «Интерфакс», сам Хоменко сегодня из компании уволился.
Между тем, источник в российском офисе сообщил автору, что решение синдиката банков не было случайным. Есть мнение, что, пребывая в контакте с кредиторами, руководство лондонского офиса могло как-то повлиять на их решения и спровоцировать иск о банкротстве в московский арбитраж.
С другой стороны, сообщает источник, подобное решение банков не может быть принято, основываясь только на эмоциях. Лучше, чем кто-либо, понимая ситуацию, которая происходит в настоящий момент в компании, банкиры просто пытаются впрыгнуть в поезд и что-то получить с ЮКОСа, пока не поздно… Некоторые эксперты также считают, что вместе с государством и акционерами на оставшиеся активы компании будет претендовать лишь один из банков – организатор кредита SG Corporate and Investment Banking.