CeBIT сдувается. Как в свое время сдулся американский Comdex, потеряв по дороге весеннюю половинку. Как, похоже, сдуваются компьютерные выставки вообще. Кажется, причин тому две: радостная и печальная. Радостная заключается во все более глобальном распространении широкополосного доступа в Интернет, — так что сейчас можно уже с легкостью, физически не мотаясь по миру, не просто получить технические параметры нового продукта, но и осмотреть его со всех сторон, — только вот что не пощупать. Другая, печальная, — в области hi-tech всё очевиднее наблюдается кризис: как в отношении идей, так и в отношении собственно технологий.
CeBIT становится меньше
На нынешнем CeBIT’е, по сравнению с прошлогодним, было задействовано куда меньше павильонов, причем опустел и один весьма внушительный. Отсутствовали и некоторые крупнейшие мировые брэнды, — например, Canon, Apple, которая, впрочем, на CeBIT’е не появляется очень давно или Sony, представленная в одном боковом павильончике только своим немецким дилером… Грустное зрелище представлял собой стенд Konika Minolta: подписавшись на участие в выставке еще год назад (заявки на CeBIT подаются как раз за год), она, вероятно, не смогла предугадать, что откажется от производства разного рода фотографической техники, — и вот, на огромном пространстве, сиротливо стояло несколько экземпляров профессиональных принтеров…
Правду сказать, и Canon, и Sony, и, возможно, кое-кто еще из «знаменитостей» на выставке все-таки присутствовали, — но в скромном, малозаметном виде расположенных на крыше главного, первого, павильона офисов-вагончиков, куда в частном порядке, на определенное время, и приглашались серьезные партнеры и покупатели, — но о которых простым посетителям было попросту неизвестно.
Правда, знаменитый пивной ресторан «Мюнхен» по вечерам всё еще был заполнен двумя тысячами посетителей, — с непременным пением под два оркестра, связыванием в цепи салфеток и спокойными немецкими «безумствами» в виде аккуратных танцев на столах, предварительно очищенных от посуды, — но если прежде места в «Мюнхене» приходилось заказывать едва ли не за неделю, — сейчас на вечер можно было записаться прямо в середине дня…
Под знаком высокой четкости
Одна специальная, посвященная цирку, диссертация начиналась словами: «XIX век в России прошел под знаком конского цирка». CeBIT 2006 прошел под знаком видео и телевидения высокой четкости (HDV и HDTV) и цифрового потокового телевещания (Digital Video Broadcasting – DVB).
Видео высокой четкости было представлено огромным количеством цифровых дисплеев и проекторов HDTV-ready, несколькими проигрывателями и рекордерами форматов Blue-ray и HD DVD и соответствующими дисками-болванками (которые, как долгое время было и с дисками DVD, совершенно непонятно куда и зачем применять; но если DVD-диски увеличивали емкость привычных тогда CD на полтора порядка, — эти обещают прирост приблизительно втрое, что, кажется, уже… опоздало).
Цифровое телевещание было представлено неимоверным разнообразием самых разных способов подключения к компьютеру DVB-приставок двух стандартов. Но поскольку цифровое видеовещание (DVB) существует сегодня в России, кажется, только на нескольких километрах Рублевки, — обратим внимание на HDV/HDTV.
И телевидение, и видео высокой четкости имеет целый ряд стандартов, но практически все они подразумевают логический размер длинной стороны экрана — 1920 точек (изредка — 1280) и формат кадра — 16:9. Число строк может разниться (540, 720 или 1080), картинка может быть чересстрочной (как в нынешнем, стандартном, телевидении, когда на экран попеременно выдаются два полукадра) или прогрессивной (когда она выводится на экран целиком). В среднем максимальная площадь HDTV-кадра превышает площадь привычных нам STV-кадров (стандартное телевидение, PAL, NTSC) приблизительно впятеро. Делая замечание в сторону упомянутого выше кризиса идей и технологий, не могу не поделиться мнением, что такое пятикратное увеличение площади кадра, предпринятое после пятидесяти (!) лет использования телевизионной картинки приблизительно в 0,4 мегапикселя (сравните с разрешением самых недорогих сегодняшних цифровых фотоаппаратов, — даже встроенных в телефоны – которые имеют, по крайней мере, мегапиксель) грубо говоря, недостаточно радикально: изображение, конечно, улучшается (в основном — на демонстрационных, несжатых образцах, требующих дорогостоящей специальной техники), но до качества картинок в глянцевых журналах, — как заявлялось маркетологами, — конечно же, всё равно не дотягивает. Но это — в варианте без сжатия. Увы, если стандартная цифровая видеокартинка передавалась (уже, конечно, заметно сжатой) с DVD-диска на дисплей потоком толщиной около 10 мбит/сек, картинке, увеличившейся впятеро, поток увеличили только в два с половиной раза, — до 25 мбит/сек (до 36 мбит/сек в случае Blue Ray), таким образом, усилив сжатие, — и, хотя объем видеоинформации увеличился, качество ее ухудшилось, дав очень малозаметный поверхностному взгляду суммарный результат.
Угадай, где HDV?
Эти рассуждения подтвердила акция, проведенная на своем стенде журналом C’T: на четырех мониторах демонстрировалась одна и та же видеокартинка, а посетителям предлагалось отметить в анкете, на мониторе под каким номером показывают HDV. То есть, представляете, как невелика должна быть разница, чтобы устраивать по ее поводу целую викторину?!
Но это касается только передачи видео высокой четкости с компьютера или специального проигрывателя. Когда же речь заходит о телевидении HDTV, сигнал которого будет передаваться по преимуществу через спутники, — тут дело будет обстоять (и уже кое-где в Америке и даже Европе — обстоит) куда хуже. Никто под HDTV (во всяком случае — пока) цифровые каналы расширять не будет (да и возможно ли это технически?), так что телевещатели уже заявили о применении алгоритмов сжатия из семейства MPEG-4. Это значит, что телезрители получат картинку приблизительно такого качества, какую видят покупатели пиратских MPEG-4 фильмов, хотя алгоритм применят и получше, чем применяют в пиратском кино. Уже вовсю раскручивается маркетинговая компания, которая утверждает, что только неполноценный человек способен смотреть будущий чемпионат мира по футболу (главный pr-прием нынешнего CeBIT’а: фотографии, мячи, игры…) не по HDTV-каналам. В результате же этим «полноценным» будет предложена картинка ужасающего качества, суммарно заметно уступающая аналоговой стандартной.
На чем смотреть картинку высокого разрешения
Чтобы максимально точно увидеть картинку в HD(T)V формате, нужно, чтобы дисплейное устройство физически соответствовало тем самым 1920 колонкам при 1080 строках. Увы, таких дисплеев до сего дня на рынке было явно недостаточно, а лейблы «HDTV Ready» (кстати, Торговая палата США попросту запретила выход на рынок видеоаппаратуры, не снабженной таким лейблом) означали только то, что видеосигнал высокой четкости будет аппаратом понят и редуцирован (даунсэмплирован) к реальному разрешению дисплея.
Поэтому на CeBIT 2006 было представлено довольно много — от разных производителей, — и LCD-панелей, и плазменных дисплеев реально высокой четкости. Был даже представлен один (и, возможно, первый!) микрозеркальный проектор (от Sharp) с физическим разрешением 1920х1080 по пока непонятной, но наверняка — заоблачной, — цене. Производители «плазм», для которых создание панелей такого разрешения было задачей не элементарной (размер газосветных лампочек, составляющих плазменные дисплеи, сравнительно велик, — поэтому их разрешение обычно бывает довольно скромным), пошли парадоксальным путем, увеличивая физический размер своих HDTV-дисплеев. И вот: на стенде LG стоит эдакий неподъемный монстр с подписью: «Первая в мире плазменная панель с диагональю 102 дюйма», в паре десятков метров дальше, на стенде Samsung’а — еще один с той же самой надписью (где слова «первый в мире» уже вызывают улыбку), а еще метров через сто, на стенде Panasonic’а — «Первая в мире плазменная панель диагональю 103 дюйма»!
LCD же HDTV-телевизоры представлены были достаточно широко (но их даже вчера можно было купить уже и в Москве), так что достижение ими очередных сравнительно рекордных (в районе метра сорока сантиметров) размеров как-то не впечатляло, — как вообще редко впечатляют чисто количественные приросты. Однако именно в этой области, — пожалуй, единственной, — наблюдались и некоторые качественные ростки нового, о чем имеет смысл рассказать отдельно.
Рассказ Евгения Козловского о LCD-дисплеях высокой четкости, представленных на выставке CeBIT, читайте на нашем сайте 23 марта