Ссылки для упрощенного доступа

Сергей Юрский вынес политтехнологии на сцену


Александр Филиппенко в роли кандидата в президенты
Александр Филиппенко в роли кандидата в президенты

7 апреля в Театре Моссовета состоится премьера спектакля «Предбанник» по пьесе Сергея Юрского — в его же режиссуре и с ним же в главной роли. Можно сказать, что Сергей Юрский наследует традиции театра абсурда, но не станем отпугивать зрителей, потому что абсурд в этом спектакле совершенно понятный, свой, родимый, российский.


Поначалу он составлен двумя несмешивающимися потоками: кулуарными переговорами политтехнологов и их выдвиженцев и своего рода интермедиями — разговорами актеров в курилке. Одни ищут новых способов воздействия на электорат, другие сетуют на невнимание публики к хорошей литературе и театру. Чем больше одним удается воздействовать, тем больше глупеют другие. Во втором акте два потока соединяются в один.


Оказывается, что актеры играют этих самых политтехнологов, причем на театральной сцене, но для телекамеры — снимается сериал. Телевидение становится единственным местом, где театр и политика могут хоть как-то сосуществовать. Сам Сергей Юрский играет политтехнолога прежней формации и старого актера, то есть людей, которые умеют манипулировать — электоратом и зрителями. В роли кандидата в президенты — Александр Филиппенко.


Очень хороши все участники спектакля, они обладают редким вкусом к эксцентрической, гротескной игре. Вообще все начинается очень смешно, отдельные реплики пьесы рискуют обратиться крылатыми фразами. Но абсурд или бред, назовите, как хотите, постепенно сгущаются: мерзейшая пиар-кампания, дикая псевдонаучная терминология, повальное увлечение восточными мистическими практиками, люди, превратившиеся в жалкие пародии на самих себя. В спектакле почти нет декораций, разве что стол да кресло, да фотография на стене. На ней — сперва Станиславский, затем Филиппенко (или партийный лидер), затем какая-то гнусная перекошенная физиономия — физиономия нашего общего конформизма.


Конечно, название пьесы — «Предбанник» — тоже не следует понимать только как обозначение места действия: «Да, будет баня. Мы уже в предбаннике, а будет баня. И парить будут не вениками, а ветками, а потом — палками, а потом — ремнями, до крови. Будет баня. Ох, будет...»


Эта реплика персонажа кажется прямым личным высказыванием самого Сергея Юрского. И я переспрашиваю у него: таково ли его сегодняшнее мироощущение? «Таково. И в процессе репетиций, которые шли не каждый день, ощущение нужности этого текста у меня, к сожалению, увеличивалось».


Идите в театр, смотрите спектакль, смейтесь. И постарайтесь не верить в мрачное пророчество Сергея Юрского.


XS
SM
MD
LG