Церемония вручения литературной премии Ивана Белкина прошла в Москве, в Пушкинском музее. Один из старейших российских драматургов Леонид Зорин стал лауреатом за автобиографическую повесть "Медный закат".
Леонид Зорин, автор знаменитой пьесы "Варшавская мелодия" и сценариев не менее знаменитых фильмов "Покровские ворота" и "Царская охота", оказывается, никогда не получал никаких премий. Вручаемая за лучшую повесть года премия Ивана Белкина оказалась его первой наградой. Повесть "Медный закат", опубликованная в журнале "Знамя", возвращает автора и читателя к некоторым обстоятельствам создания и "Покровских ворот", и "Варшавской мелодии". И эти обстоятельства оказываются драматическими, болезненными и весьма личными.
О выборе жюри премии Белкина говорит его глава, философ и публицист, главный редактор журнала "Континент" Игорь Виноградов:
- Это замечательная проза. Это сгусток, это концентрация жизненного опыта. Все то, о чем вспоминает Зорин, полно большого экзистенциального психологического смысла. Это вещь внутренне метафизически очень серьезная, грустная, печальная. Но этот масштаб личности одного из самых интересных и значительных людей в нашей литературе делает эту повесть очень серьезным событием. Я думаю, что она достойного того, чтобы быть названной лучшей повестью 2008 года.
В финал премии вышли повести Сергея Юрского "Выпавший из круга", Марины Палей "Рая и Аад", Маргариты Хемлин "Про Иону", Игоря Фролова "Ничья" и Татьяны Марьиной "Надежда умирает последней"
О повести Татьяны Марьиной рассказывает глава жюри Игорь Виноградов:
- Повесть написана в виде переписки двух приятельниц, которые попали в разные сферы социальной жизни во времена перестройки и после перестройки. Картина, которая там встает, - это картина нашей жизни в эти переломные годы. Картина такая страшная и такая реальная, такая живая, что можно было сказать, что это нетрадиционное продолжение очень старой традиции так называемого физиологического очерка в виде формы двух писем. Это такой эпистолярный роман, который напоминает "Бедных людей" Достоевского.
Повесть Марины Палей об украинской эмигрантке в Голландии тоже достаточно трагична и жестока, а вот история Маргариты Хемлин совсем другая. Говорит член жюри писатель Владимир Шаров:
- Своеобразная, странная, очень теплая, очень живая и родная порода людей, разнообразных по цвету, по краскам, по отношению к ним. В общем, очень мягкая и человеческая. Мне кажется, что в литературе этого довольно мало и редко встречается. А раз это встречается, можно считать, что в мире еще относительно не все потеряно.
Член жюри премии Белкина издатель Борис Пастернак отмечает повесть Игоря Фролова , напечатанную в Уфе, в журнале "Бельские просторы":
- Она меня просто приятно поразила, потому что, мне кажется, это нормальное развитие традиции Ивана Петровича Белкина. Ясный сюжет, прекрасные герои, приключения, что называется, любовь, треугольник. Двое мужчин, оба воины, встречаются в Афганистане, где действует ограниченный контингент, вертолетчики. Между ними хрупкая, но очень сильная женщина.
Премия Ивана Белкина любопытна тем, что носит имя литературного героя, придуманного Пушкиным. Отсюда и забавные аналогии: премия для лучшего критика называется "Станционный смотритель". В этом году им стала известный критик Алла Латынина. Говорит член жюри, главный редактор газеты "Книжное обозрение" Александр Гаврилов:
- Премия "Станционный смотритель" существует при Белкинской премии уже несколько лет. В разные годы она присуждалась разным людям – человеку, воплощающему и ставшему почти именем нарицательным газетной литературной критики Андрею Немзеру, радийному на тот момент обозревателю Тимуру Кибирову, который получал премию вовсе не как поэт, а именно как программный директор радио "Культура". За этим как-то ушла немножко та фигура, которая в предыдущую литературную эпоху была просто самой главной – толстожурнальный литературный критик, который, никуда не торопясь, работает с литературой так, как историки литературы работают с давно ушедшими ее пластами – методично, последовательно и неустанно. Алла Николаевна – это как раз такой человек. Ее авторская рубрика в "Новом мире" абсолютно традиционна, но в новой культурной ситуации она выглядит дико свежо.
А координатор премии литературный критик Наталья Иванова который год не может вручить премию "Гробовщик".
- Собственно говоря, каждый из критиков немножечко гробовщик. И даже Алла Николаевна Латынина, которая в этом году "Станционный смотритель", она уже тоже высказывалась на тему, что русская литература умерла. Даже коробка есть, в которой гвозди лежат. Но никак не могу ее осуществить, потому что каждый раз какой-нибудь член жюри против.
Премия Ивана Петровича Белкина была учреждена в 2001 году издательством "Эксмо" и журналом "Знамя". Сейчас она существует при поддержке Фонда Первого Президента России Б.Н. Ельцина. Ее победитель получает сто пятьдесят тысяч рублей, финалисты – по пятьдесят тысяч.
Леонид Зорин, автор знаменитой пьесы "Варшавская мелодия" и сценариев не менее знаменитых фильмов "Покровские ворота" и "Царская охота", оказывается, никогда не получал никаких премий. Вручаемая за лучшую повесть года премия Ивана Белкина оказалась его первой наградой. Повесть "Медный закат", опубликованная в журнале "Знамя", возвращает автора и читателя к некоторым обстоятельствам создания и "Покровских ворот", и "Варшавской мелодии". И эти обстоятельства оказываются драматическими, болезненными и весьма личными.
О выборе жюри премии Белкина говорит его глава, философ и публицист, главный редактор журнала "Континент" Игорь Виноградов:
- Это замечательная проза. Это сгусток, это концентрация жизненного опыта. Все то, о чем вспоминает Зорин, полно большого экзистенциального психологического смысла. Это вещь внутренне метафизически очень серьезная, грустная, печальная. Но этот масштаб личности одного из самых интересных и значительных людей в нашей литературе делает эту повесть очень серьезным событием. Я думаю, что она достойного того, чтобы быть названной лучшей повестью 2008 года.
В финал премии вышли повести Сергея Юрского "Выпавший из круга", Марины Палей "Рая и Аад", Маргариты Хемлин "Про Иону", Игоря Фролова "Ничья" и Татьяны Марьиной "Надежда умирает последней"
О повести Татьяны Марьиной рассказывает глава жюри Игорь Виноградов:
- Повесть написана в виде переписки двух приятельниц, которые попали в разные сферы социальной жизни во времена перестройки и после перестройки. Картина, которая там встает, - это картина нашей жизни в эти переломные годы. Картина такая страшная и такая реальная, такая живая, что можно было сказать, что это нетрадиционное продолжение очень старой традиции так называемого физиологического очерка в виде формы двух писем. Это такой эпистолярный роман, который напоминает "Бедных людей" Достоевского.
Повесть Марины Палей об украинской эмигрантке в Голландии тоже достаточно трагична и жестока, а вот история Маргариты Хемлин совсем другая. Говорит член жюри писатель Владимир Шаров:
- Своеобразная, странная, очень теплая, очень живая и родная порода людей, разнообразных по цвету, по краскам, по отношению к ним. В общем, очень мягкая и человеческая. Мне кажется, что в литературе этого довольно мало и редко встречается. А раз это встречается, можно считать, что в мире еще относительно не все потеряно.
Член жюри премии Белкина издатель Борис Пастернак отмечает повесть Игоря Фролова , напечатанную в Уфе, в журнале "Бельские просторы":
- Она меня просто приятно поразила, потому что, мне кажется, это нормальное развитие традиции Ивана Петровича Белкина. Ясный сюжет, прекрасные герои, приключения, что называется, любовь, треугольник. Двое мужчин, оба воины, встречаются в Афганистане, где действует ограниченный контингент, вертолетчики. Между ними хрупкая, но очень сильная женщина.
Премия Ивана Белкина любопытна тем, что носит имя литературного героя, придуманного Пушкиным. Отсюда и забавные аналогии: премия для лучшего критика называется "Станционный смотритель". В этом году им стала известный критик Алла Латынина. Говорит член жюри, главный редактор газеты "Книжное обозрение" Александр Гаврилов:
- Премия "Станционный смотритель" существует при Белкинской премии уже несколько лет. В разные годы она присуждалась разным людям – человеку, воплощающему и ставшему почти именем нарицательным газетной литературной критики Андрею Немзеру, радийному на тот момент обозревателю Тимуру Кибирову, который получал премию вовсе не как поэт, а именно как программный директор радио "Культура". За этим как-то ушла немножко та фигура, которая в предыдущую литературную эпоху была просто самой главной – толстожурнальный литературный критик, который, никуда не торопясь, работает с литературой так, как историки литературы работают с давно ушедшими ее пластами – методично, последовательно и неустанно. Алла Николаевна – это как раз такой человек. Ее авторская рубрика в "Новом мире" абсолютно традиционна, но в новой культурной ситуации она выглядит дико свежо.
А координатор премии литературный критик Наталья Иванова который год не может вручить премию "Гробовщик".
- Собственно говоря, каждый из критиков немножечко гробовщик. И даже Алла Николаевна Латынина, которая в этом году "Станционный смотритель", она уже тоже высказывалась на тему, что русская литература умерла. Даже коробка есть, в которой гвозди лежат. Но никак не могу ее осуществить, потому что каждый раз какой-нибудь член жюри против.
Премия Ивана Петровича Белкина была учреждена в 2001 году издательством "Эксмо" и журналом "Знамя". Сейчас она существует при поддержке Фонда Первого Президента России Б.Н. Ельцина. Ее победитель получает сто пятьдесят тысяч рублей, финалисты – по пятьдесят тысяч.