Ссылки для упрощенного доступа

Город Припять спустя 20 лет после аварии на Чернобыльской АЭС


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Киеве Владимир Ивахненко.



Никита Татарский: 20 лет назад, в ночь на 26 апреля 1986 года, на Чернобыльской АЭС произошел взрыв на четвертом энергоблоке. Только на Украине от аварии пострадало более трех миллионов человек, свои дома вынуждены были оставить около 135 тысяч жителей 30-километровой зоны вокруг реактора.



Владимир Ивахненко: Город Припять расположен всего в нескольких километрах от Чернобыльской АЭС. 20 лет назад большинство жителей 50-тысятчного города ни о чем не догадывались. Об аварии еще утром не знал и Алексей Бреус, в то время один из операторов взорвавшегося четвертого энергоблока.



Алексей Бреус: Во время аварии я спал в своей квартире. Утром мне нужно было выходить на работу. Мое рабочее место тогда было на четвертом блоке, за пультом. Я вышел и пошел на автобус. Мне никто ничего не говорил, я не знал. Не глянул в окно, хотя из окна видно хорошо станцию. Подъезжая к станции, я уже из окошка видел разрушенный блок.



Владимир Ивахненко: В течение долгих часов Алексей вместе со своими коллегами закачивал воду в эпицентр реактора. Ему чудом удалось избежать лучевой болезни. Спустя только трое суток после аварии началась эвакуация Припяти. Алексей Бреус отчетливо помнит свою первую встречу с опустевшим городом.



Алексей Бреус: Самый первый раз после аварии, когда я въезжал через колючую проволоку в Припять, это был август 1986 года, честно говоря, выступали слезы. Потом я часто бывал, привык как-то, это уже притупилось, острота ощущений. И спокойно приезжаю, привожу знакомых, рассказываю, вожу по квартирам.



Владимир Ивахненко: Сейчас едва ли не каждый день Припять посещают группы, в основном состоящие из иностранцев. В центре города в окружении начинающих разрушатся многоэтажек, стоит огромный белый Дом культуры и гостиница. На стенах сохранились коммунистические лозунги и плакаты о перестройке.


Своими впечатлениями делится журналистка из Швеции Мали Андерсон.



Мали Андерсон: Эта пустота, которая там была, и впечатление, что это было в Советском Союзе, в другое время. Нет рекламы, там нет ничего, и нет людей. И в первый раз я поняла, насколько люди там страдали. В Швеции мы думаем, что Чернобыль - это город, который страдал больше всего. А про Припять мы мало слышали.



Владимир Ивахненко: В отличие от Припяти, в городе Чернобыле, находящемся за пределами десятикилометровой зоны вокруг ЧАЭС, жизнь по-прежнему продолжается. Здесь трудятся и живут более трех тысяч вахтовиков. Евдокия Анатольевна работает уже 19 лет в агентстве "Чернобыльинтеринформ".



Евдокия Анатольевна: Родилась в Белоруссии, недалеко отсюда. В принципе, на здоровье не жалуюсь, за 19 лет вроде как ничего со мной такого и не произошло.



Владимир Ивахненко: В самом городе радиационный фон не намного выше, чем за пределами зоны. Однако в окрестностях Чернобыля есть немало мест, где годовую дозу радиации можно получить мгновенно.


XS
SM
MD
LG