С 1 июля по 28 августа на сцене московского театра «Новая опера» во второй раз пройдет «Летний фестиваль балета». Театр классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василева, Имперский балет Гедиминаса Таранды и балетная труппа Детского Музыкального театра имени Натальи Сац дадут 60 представлений 13 классических балетов.
Продюсер Федор Рындин объясняет, зачем был создан фестиваль: «Общеизвестна популярность русского балета за рубежом, но одновременно с этим в России почему-то балет считается искусством не только элитарным, но и труднодоступным в принципе. При создании данного проекта — "Летнего фестиваля балета" — мы ставили перед собой задачу формирования у современного зрителя интереса и потребности в искусстве классического балета. Поэтому мы выбрали фестиваль как, наверное, самую демократическую форму общения со зрителем».
На мой вопрос — отчего другие коллективы не приглашены к участию в фестивале? — Гедминас Таранда полушутливо ответил: «У них и так все в порядке». Конечно, участникам фестиваля он нужен не только для пропаганды классического балета, но и для привлечения внимания зрителей к самим себе. Говорит Владимир Василев: «Положение чертовски сложное. Мы создавали балеты в свое время с нуля, мы работали с композиторами, они писали для нас музыку. Сегодня эта практически невозможно, композитор желает сейчас получать за работу 40 тысяч долларов. Если раньше Министерство культуры оплачивало все это, то сегодня мы обязаны изыскивать это у себя. Мы же — неприкаянные, мы должны заплатить за аренду, за хороший театр 25 тысяч долларов. Мы должны заплатить оркестру, бешеные деньги — перевозка костюмов, декораций. И если в Москве "Спящую красавицу" мы показывали в Кремле — у нас был почти полный зал, в результате, если мы приходим на нулях — мы счастливы».
Гедиминас Таранда вторит Владимиру Василеву: «Все те же проблемы, что у классического балета, только прибавляется сюда то, что мы вообще вне закона. Я — частный коллектив, я не имею отношения ни к Российской Федерации, ни к московскому правительству, ни к подмосковному, ни к литовскому, ни к воронежскому. Я — частник, я собрал свой балет и все выплачиваю из своего кармана. Все, что мы можем заработать, мы пускаем на постановку спектаклей, на аренду».
Между тем, Федор Рындин уверен, что вот-вот классическое искусство станет не менее популярным, чем эстрадные шоу. Хотелось бы дожить до этого счастливого времени или, по крайней мере, до того момента, когда у театра Касаткиной и Василева появится собственное здание.