Ссылки для упрощенного доступа

Грузия была готова к запрету «Боржоми»


Экспортное контрнаступление началось. Иностранные гости устроились на обед напротив российского посольства в Тбилиси
Экспортное контрнаступление началось. Иностранные гости устроились на обед напротив российского посольства в Тбилиси



Решение главного санитарного врача России Геннадия Онищенко о полном запрете на импорт из Грузии минеральной воды «Боржоми» не стало неожиданностью ни для грузинских властей, ни для самих производителей знаменитой минералки, хотя судя по заявлениям представителей Georgian Glass and Mineral Water Company, в компании все-таки надеялись, что в отношении «Боржоми» такого решения принято не будет.


Премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели, находящийся с визитом в Великобритании, где он принимает участие в форуме, посвященном привлечению иностранных капиталов, заявил в интервью журналистам, что решение о запрете на импорт «Боржоми», как и вин и другой продукции, мотивировано политическими соображениями. По словам премьера, правительство Грузии продолжит работу с российскими коллегами для возвращения на российский рынок грузинской продукции - в том числе вин, минеральных вод, фруктов и цитрусовых. При этом премьер отметил, что начинается масштабная работа по поиску новых рынков сбыта. В пятницу правительство Грузии приняло решение освободить на три месяца от налогов грузинских производителей, которые пострадали от запрета на импорт продукции в Россию. Более того, правительство готово выделить миллионы долларов из бюджета на рекламу вина и минеральных вод в других странах.


В самой компании-производителе «Боржоми» до последнего надеялись на то, что запрет на грузинские товары минералки не коснется. Еще несколько дней назад Геннадий Онищенко заявлял, что в отличие от виноделов, производители минеральной воды конструктивно и плодотворно сотрудничают с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей, вовремя предоставляют ей необходимую информацию, и, как следствие, нареканий относительно «Боржоми» гораздо меньше. Грузинский эксперт Ника Имнаишвили заявлял тогда в интервью Радио Свобода, что, возможно, Москва воздержится от принятия запретительных мер в отношении «Боржоми». Во-первых, экспортные операции в Грузии не облагаются налогом, то есть ущерб от введения такого запрета для бюджета страны (если цель Москвы состоит именно в этом) будет минимальным, а во-вторых, в ее производстве занято намного меньше людей, и создать социальную напряженность таким способом также будет затруднительно. Если в случае с вином запрет затрагивает интересы сотен тысяч виноградарей, то производством «Боржоми» занимается всего несколько сот человек. В то же время России найти замену «Боржоми» будет несколько труднее, чем альтернативу грузинским винам. Однако эти предположения не оправдались: решение о запрете «Боржоми» все-таки принято.


Для самой Georgian Glass and Mineral Water Company запрет на импорт минеральной воды в Россию стал болезненным ударом. Однако, в отличии от вин, 80 % которых экспортировалось именно в Россию, половина продукции «Боржоми» экспортируется в другие страны.



XS
SM
MD
LG