По мнению аналитиков, проблемы Северного Кавказа сегодня представляют наибольшую угрозу для России. Однако в ежегодном послании Владимира Путина Федеральному Собранию эти проблемы не были детально озвучены. Но хотя в своей речи президент России обошел тему Чечни, это не помешало президенту республики Алу Алханову дать высокую оценку его выступлению.
По словам Алханова, в Чеченской республике сегодня стабильная, нормальная ситуация. И она не отличается от общественно-политической, и криминогенной ситуации в других субъектах Российской Федерации.
«Это тоже, я считаю, большое завоевание прежде всего нашего президента, который фактически в 1999 году вытащил наше государство из бездны, пропасти, я бы сказал. И сегодня послание президента - это, очевидно, факт того, что неуклонно растет благосостояние граждан Российской Федерации. Это был очень осмысленный и содержательный доклад, касающийся внутренней политики, особенно демографической», - говорит президент Чечни.
Заместитель главного редактора журнала «Большая политика» Михаил Шевелев считает, что лично у Алу Алханова повод для оптимизма есть: «Он абсолютно прав, потому что для него ситуация абсолютно удачная, выгодная и многообещающая. У него, конечно, есть в жизни проблемы, и главная проблема - это взаимоотношения с Рамзаном Кадыровым, но с точки зрения его личного положения все у него складывается более чем благополучно. Я думаю, что та чеченская бюрократия, которая сейчас поставлена заведовать этой республикой, это не новое явление... Те люди, которые пришли к руководству Чечней вместе с Доку Завгаевым 10 лет назад, они тоже были довольны своим положением, потому что никакой ответственности перед чеченским обществом они не несут и не несли».
Финансовые потоки, поступающие сейчас в республику, огромны и бесконтрольны, считает эксперт. Никто из администрации не следит за их распределением и «отсутствие в тексте послания даже упоминания о Чечне этому лучшее свидетельство».
А чеченский публицист Руслан Мартагов считает, что Владимир Путин просто не в состоянии решить основные проблемы, которые порождают кавказский кризис.
«Я расцениваю нынешнее послание как знак того, что господин Путин полностью признался в своей неспособности к проведению каких-нибудь позитивных перемен в стране. Напрочь выключив из своей речи упоминания о Кавказе и, в особенности, о ситуации в Чечне, он косвенно признался в том, что не может внятно ответить на простой вопрос: что происходит на Кавказе? Что за схема власти выстроена в Чечне? И чем это все в скором времени обернется для России? Что он сделал для того, чтобы не было новых Бесланов и Нальчиков? Какие выводы сделаны, помимо укреплений этой пресловутой вертикали, из опыта борьбы с терроризмом? В первую очередь, какие кадровые решения приняты по этим поводам? Вот именно неспособность и нежелание внятно объяснить свои, с точки зрения здравого человека, абсурдные, провокационные действия на юге России и подвигли президента Российской Федерации к размышлению, так сказать, о вечном - семья и армия», - говорит Мартагов.
По словам Михаила Шевелева, создается такое впечатление, что чеченская проблема перестала тревожить российское общество: «Это не та точка, которая тревожит власть во взаимоотношениях с российским обществом. Поэтому, с одной стороны, легко убедить россиян в том, что обстановка в Чечне стабилизировалась, и с другой стороны, легко и приятно убедиться в этом самим. Все люди, и всем хочется жить в некоторых иллюзиях, что их трудовые усилия привели к некоему результату. Эта ситуация опасна только тем, что иллюзии имеют тенденцию разрушаться так же, как создаваться, мгновенно».
То, что российские власти закрывают глаза на процессы в регионе, может привести к трагедии, в свою очередь считает Руслан Мартагов. По его словам Кавказ ожидает мощнейший взрыв, а «сторона, которая представляет якобы интересы российской государственности, делает все, чтобы этот взрыв состоялся».
Отчасти согласен с ним и Михаил Шевелев. По его словам, на Северном Кавказе концентрируется такой сгусток проблем, который в какой-то момент может стать необратимым: «И это все проблемы, которые мы наблюдаем и в большой России. Просто в силу этнической, исторической, социальной, географической специфики они на Северном Кавказе существуют в сильно концентрированном виде. И то, что мы на Северном Кавказе болезнь не лечим, а занимаемся подавлением симптомов, это огромная опасность».
По мнению эксперта, кризис может начаться в тот момент, когда в мире упадут цены на углеводородное сырье. А по некоторым прогнозам это может случиться через два – два с половиной года. К этому стране надо быть готовым.