Прокуратура Томской области возбудила уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов за 2002 год в особо крупном размере против дочерней компании ЮКОСа «Томскнефть ВНК», сообщают сегодня информагентства. Подобные обвинения, как в адрес самой компании, так и в отношении ее должностных лиц уже звучали из уст правоохранительных органов. Однако в настоящее время в суд было передано только одно уголовное дело в отношении управляющего «Томскнефти» Сергея Шимкевича.
Новое дело против компании, которая причинила ущерб государству на 1,5 миллиарда рублей, было заведено в понедельник, а во вторник Мосгорсуд признал законным привлечение к уголовной ответственности исполнительного вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна.
То, что происходит вокруг ЮКОСа и ее последних активов в настоящее время, по мнению некоторых экспертов, последний виток борьбы за полное разрушение компании. «Томскнефть», как и Самаранефтегаз» после продажи с молотка «Юганскнефтегаза» остаются последними крупными добывающими предприятиями ЮКОСа. Расплатиться с новыми налоговыми требованиями компании, теперь уже объявленной банкротом и находящейся под контролем временного управляющего Эдуарда Ребгуна, вряд ли удастся. Тем более, что 19 мая суд Нью-Йорка продлил временный запрет на продажу зарубежных активов ЮКОСа.
К концу прошлого года опальная компания выплатила 21,3 миллиарда долларов по налоговым претензиям. Однако тут же получила от налоговиков новые счета – уже за 2004 год в размере 3,5 миллиардов долларов. Теперь компания должна государству 9,8 миллиардов, но Россия – не единственный ее кредитор.
Банкротство компании было инициировано синдикатом иностранных банков, требовавшим у ЮКОСа остаток долга в 482 миллиона долларов, который в последствие, как оказалось, у синдиката выкупила владеющая «Юганскнефтегазом» «Роснефь». Тогда же глава госкомпании заявил, что не претендует на активы ЮКОСа, однако, если на продажу выставят что-то интересное, «Роснефть» может в ней поучаствовать.
ЮКОС мог бы выплатить часть своих долгов, если бы смог продать принадлежащие компании 53,7% акций литовского концерна Mazeikiu Nafta. ЮКОС получил предложение о продаже доли в литовском концерне более чем за 1,42 миллиарда долларов. И это предложение действительно до 26 мая. Но суд не счел нужным снять наложенный арест по операциям Yukos Finance и Yukos International - компании, через которые ЮКОС контролирует Mazeikiu Nafta. Дело в том, что назначенный временный управляющий Эдуард Ребгун попросил еще немного времени, чтобы оценить полезность этой сделки.
В то же время, в деле Василия Алексаняна Московский городской суд поставил точку, отклонив кассацию его защиты о незаконности решения Симоновского суда Москвы. В том, чтобы присутствовать на суде лично и в отводе судьи Алексаняну также было отказано.
Алексанян обвиняется в завладении чужим имуществом. В период 1998-1999 годов в составе организованной группы лиц, куда попал и акционер ЮКОСа Леонид Невзлин, он совершил хищение имущества «Томскнефти» и акций нефтеперерабатывающих предприятий, принадлежащих компании ВНК на сумму около 12 миллиардов рублей, говорится в материалах обвинения.
А управляющего «Томскнефть ВНК» Сергея Шимкевича в свою очередь Генпрокуратура обвиняет в о существлении незаконной предпринимательской деятельности. По данным следствия, он нарушил лицензионные условия и превысил квоты на добычу нефти. «Томскнефть ВНК» - стопроцентная дочка ЮКОСа – в настоящий момент владеет 24 лицензиями на добычу нефти и газа на месторождениях Томской области и Ханты-Мансийского автономного округа.
Между тем, на этой неделе почти незаметно в ЮКОСе произошло еще одно событие, которое повлияет на политику компании. Глава основного производственного подразделения компании - «ЮКОС РМ» - Анатолий Назаров, руководство которого ознаменовалось конфликтом с лондонским офисом ЮКОСа, и который не уйдя виз компании тогда, поддержал идею «Роснефти» о банкротстве компании, теперь добровольно ушел в отставку. Его место занял Станислав Винокуров. Он уже объявил, что приоритетом компании станут интересы общества, трудового коллектива, кредиторов и всех акционеров, а не только узкой группы мажоритариев.