В Москве продолжается фестиваль "Золотая маска", а некоторые его программы даже уже заканчиваются. В частности, программу "Легендарные спектакли" завершил Королевский балет Фландрии.
В этом году программа "Легендарные спектакли" составлена тремя современными балетами. Первый из них - "Push" из Франции с участием великой балерины Сильвии Гиллем и Рассела Малифанта (он же - хореограф).
- Рассказать это невозможно, - уверен балетный критик Александр Фирер. - Это трудно объяснить так же, как любовь, рассказывающую про любовь, или музыку, рассказывающую про музыку. А здесь танец рассказывает о танце. В отличие от сегодняшних балерин, Сильвия Гиллем - прима прим, но нигде это не подчеркнуто. Есть она, есть пространство вокруг, в котором она живет. Здесь нет ничего напоказ. С такими данными она могла сказать: "Посмотрите на ноги, посмотрите на руки". Но она вас просто приглашает войти в то, что она делает. Любое гимнастический и акробатический трюк Гиллем превращает в предмет искусства. Это фантастическое мастерство.
В первом отделении в трех миниатюрах танцоры выступают соло; во втором - вместе. Балеты бессюжетные, завораживающие чистотой линий. Каждое движение очень сложно, но на этом внимание не фиксируется: это не трюк, это сама красота, бесплотная и ускользающая. Бестелесное искусство, созданное телами. Они будто парят в невесомости, - кажется, что видишь замедленную съемку. Этот эффект еще сильнее в спектакле "Last Touch First", поставленном в Нидерландах выдающимся хореографом Иржи Килианом.
Завершал программу Королевский балет Фландрии - работой Уильяма Форсайта "Impressing the Czar". Три одноактных балета, один из которых - благодаря Мариинскому театру - нам знаком. Спектакль Уильяма Форсайта повествует о хаосе: в нем черно-белое торжествует победу над живописью, масса - над индивидуальностью, дискотека - над академическим балетом, хип-хоп - над старинной музыкой, геометрия - над гармонией. Танец распадается на движения, музыка - на такты, привычный мир корчится в судорогах.
- Есть целое направление хореографической мысли - люди считают, что эмоцию надо передавать исключительно при помощи движения тела, - рассказывает Николай Цискаридзе в интервью Радио Свобода. - Ведь, что значит слово "хореография"? Буквально: "Телом пишу". Вообще, на мой взгляд, Форсайт - это последний крупнейший балетмейстер, который есть в мире. Благодаря Мариинскому театру, я танцевал этот спектакль - это была моя давняя мечта. Он появился, по-моему, в 1989 году в стенах Парижской оперы. Сначала я увидел его кусочками на пленке, а потом в 1993 году я за свои деньги пошел в "Ковент Гарден", потому что знал, что танцует Сильвия Гиллем. Для меня это было как взрыв - для человека, который в 1993 году приехал из России. Мы много чего не видели.
Творчество Форсайта для меня стоит особняком: ни один человек к нему не подошел, хотя все у него взяли идеи. Мы знаем многих хореографов, которых сейчас восхваляют в России, - но это просто плагиатчики. Никакого отношения к собственной мысли их спектакли не имеют: это вариации на тему Форсайта.
Это направление, когда можно высказывать все только телом, очень интересно. Овладеть им очень сложно - особенно русским артистам, которых изначально учат все время: "душой исполненный полет", "душой исполненный полет". А здесь нужна математика. Для нас это достаточно сложно. Я очень серьезно этому учился, мне было очень тяжело. Но когда этот гигантский эксперимент закончился, многие классические спектакли у меня стали звучать по-другому. У меня чуть-чуть легче стал ходить корпус. Наконец, мне просто стало интереснее танцевать в классических спектаклях.
В этом году программа "Легендарные спектакли" составлена тремя современными балетами. Первый из них - "Push" из Франции с участием великой балерины Сильвии Гиллем и Рассела Малифанта (он же - хореограф).
- Рассказать это невозможно, - уверен балетный критик Александр Фирер. - Это трудно объяснить так же, как любовь, рассказывающую про любовь, или музыку, рассказывающую про музыку. А здесь танец рассказывает о танце. В отличие от сегодняшних балерин, Сильвия Гиллем - прима прим, но нигде это не подчеркнуто. Есть она, есть пространство вокруг, в котором она живет. Здесь нет ничего напоказ. С такими данными она могла сказать: "Посмотрите на ноги, посмотрите на руки". Но она вас просто приглашает войти в то, что она делает. Любое гимнастический и акробатический трюк Гиллем превращает в предмет искусства. Это фантастическое мастерство.
В первом отделении в трех миниатюрах танцоры выступают соло; во втором - вместе. Балеты бессюжетные, завораживающие чистотой линий. Каждое движение очень сложно, но на этом внимание не фиксируется: это не трюк, это сама красота, бесплотная и ускользающая. Бестелесное искусство, созданное телами. Они будто парят в невесомости, - кажется, что видишь замедленную съемку. Этот эффект еще сильнее в спектакле "Last Touch First", поставленном в Нидерландах выдающимся хореографом Иржи Килианом.
Завершал программу Королевский балет Фландрии - работой Уильяма Форсайта "Impressing the Czar". Три одноактных балета, один из которых - благодаря Мариинскому театру - нам знаком. Спектакль Уильяма Форсайта повествует о хаосе: в нем черно-белое торжествует победу над живописью, масса - над индивидуальностью, дискотека - над академическим балетом, хип-хоп - над старинной музыкой, геометрия - над гармонией. Танец распадается на движения, музыка - на такты, привычный мир корчится в судорогах.
- Есть целое направление хореографической мысли - люди считают, что эмоцию надо передавать исключительно при помощи движения тела, - рассказывает Николай Цискаридзе в интервью Радио Свобода. - Ведь, что значит слово "хореография"? Буквально: "Телом пишу". Вообще, на мой взгляд, Форсайт - это последний крупнейший балетмейстер, который есть в мире. Благодаря Мариинскому театру, я танцевал этот спектакль - это была моя давняя мечта. Он появился, по-моему, в 1989 году в стенах Парижской оперы. Сначала я увидел его кусочками на пленке, а потом в 1993 году я за свои деньги пошел в "Ковент Гарден", потому что знал, что танцует Сильвия Гиллем. Для меня это было как взрыв - для человека, который в 1993 году приехал из России. Мы много чего не видели.
Творчество Форсайта для меня стоит особняком: ни один человек к нему не подошел, хотя все у него взяли идеи. Мы знаем многих хореографов, которых сейчас восхваляют в России, - но это просто плагиатчики. Никакого отношения к собственной мысли их спектакли не имеют: это вариации на тему Форсайта.
Это направление, когда можно высказывать все только телом, очень интересно. Овладеть им очень сложно - особенно русским артистам, которых изначально учат все время: "душой исполненный полет", "душой исполненный полет". А здесь нужна математика. Для нас это достаточно сложно. Я очень серьезно этому учился, мне было очень тяжело. Но когда этот гигантский эксперимент закончился, многие классические спектакли у меня стали звучать по-другому. У меня чуть-чуть легче стал ходить корпус. Наконец, мне просто стало интереснее танцевать в классических спектаклях.