Сегодня открывается двадцать восьмой Московский международный кинофестиваль. Анджей Жулавски согласился возглавить жюри фестиваля после отказа Михаэля Ханеке. Чен Кайге на сцене киноконцертного зала «Пушкинский» получит сегодня премию «За вклад в мировой кинематограф» и представит свой фильм «Клятва», которым открывается фестиваль.
После отказа Михаэля Ханеке возглавить жюри дирекция фестиваля оказалась в сложном положении: найти режиссера с европейским именем на эту роль за оставшийся срок было практически невозможно. Анджей Жулавски изначально входил в состав жюри, что упрощало задачу дирекции. В этом году дирекция вообще идет по пути упрощения задач: без объяснений и комментариев отказались от работы с постоянными отборщиками фестиваля Кириллом Разлоговым и Петром Шепотинником; аккредитация на фестиваль из простой рутинной процедуры превратилась в борьбу журналистов с охранниками на тридцатиградусной жаре, потому что в это время юные менеджеры фестиваля боролись с единственным компьютером.
О программе фестиваля говорит член отборочной комиссии фестиваля, президент ФИПРЕССИ Андрей Плахов: «Хотелось, чтобы не было какого-то монотонного ощущения от программы, и диапазон этих картин действительно широк – от фильмов "крутого арт-хауса", будем выражаться таким кинематографическим жаргоном, до картин достаточно широко спектра популярности, фильмов, которые могут привлечь именами знаменитых актеров и знаменитых режиссеров, конечно. В этом смысле выделяется картина Бертрана Блие, это французский фильм "Сколько ты стоишь?" Имя режиссера очень известно, очень уважаемо, и имена актеров, которые заняты в этом фильме – Моника Беллуччи, Жерар Депардье – конечно, привлекут внимание не только чисто фестивальных людей, журналистов, а также и публики».
Еще один фильм, который рекомендует посмотреть Андрей Плахов, называется «Климт»: это биография известного австрийского художника эпохи модерна Густава Климта: «В фильме играет главную роль Джон Малкович, снимаются другие известные актеры, но наиболее интересна здесь сама тема - это художник Климт; сегодня его творчество переживает ренессанс. Действие фильма происходит в Вене, в Париже в период belle epoque , то есть прекрасной эпохи начала века, модерна. Мы, по крайней мере, старались собрать фильмы интересные с той или иной точки зрения – и, прежде всего, конечно, с точки зрения художественной».
Именно на художественности настаивают отборщики фестиваля. Почему – объясняет кинокритик Владимир Дмитриев: «Мы это решили сделать вопреки Каннам и вопреки Берлину, потому что там совершенно фантастическая политизация».
Отказавшись от мировой моды на политизацию художественного кино, ММКФ в этом году обращает внимание на другое модное в мире явление, кино документальное. Отдельная внеконкурсная программа мировых документальных лидеров, победителей фестиваля уровня «Эмми», будет показана на ММКФ, а в планах отборщиков – включать документальные ленты в основной конкурс.