Последние два дня пополнили конкурсную афишу Московского Международного кинофестиваля еще четырьмя фильмами, сделанными знаменитыми режиссерами - Иштваном Сабо и Раулем Руисом, польским актером Анджеем Севериным и британским режиссером Джереми Броком.
Анджея Северина киноманы знают по ролям в фильмах Анджея Вайды, а театралы - по работе в «Комеди Франсез». На сей раз он выступил в качестве режиссера и показал очередную умозрительную историю про священника, который помогает наркоманам.
Британский режиссер Джереми Брок представил на суд зрителей милейшую картину «Уроки вождения» с очень хорошими актерами - Джули Уолтерс, Лорой Линней и Рупертом Гринтом. Как и в израильской «Полурусской истории», мы имеем дело с фильмом воспитания. В нем юноша - выходец из религиозной семьи - учится радоваться жизни под руководством сумасбродной старушки, бывшей актрисы. История напоминает повторение многократно пройденного - от пьесы «Гароль и Мод» до «Оскара и Розовой дамы».
Большие ставки делались на фильм Рауля Руиса «Климт». И режиссер известный, и художник, все более популярный, да еще Джон Малкович в главной роли. Результатом стала очередная историко-костюмная спекуляция на личной жизни и истории болезни выдающегося художника. Этот фильм может понравиться члену жюри Алексею Учителю, поскольку отчасти напоминает его собственный фильм про Бунина.
Возможно, в качестве претендента на награду будет рассматриваться и новая картина классика венгерской кинематографии Иштвана Сабо. Единственный конкурсный фильм, в котором речь идет о политике. Правда, за основу взят роман Морица Джигмунда «Родственники», изданный в 1930 году, но - будто вчера написанный. Главный герой – наивный и честный молодой мужчина - становится главным прокурором маленького города. Помимо своей воли он вовлекается в игры циничных политиков и предпринимает попытку покончить жизнь самоубийством. Иштван Сабо, отвечая на мой вопрос о том, что все происходящее сильно напоминает современную ситуацию, сказал: «За основу взят роман выдающегося представителя венгерской литературы, который мы в 15-16 лет изучали в школе. Герой фильма наивен. Он не видит того, что происходит вокруг. Он не сознает всей меры политического цинизма и того простого факта, что все решают деньги. Мэр этого города только делает вид, что руководит, на самый деле, он – карманный мэр, полностью зависящий от банкиров. Иное дело, что 70 лет назад люди еще соблюдали некие моральные правила. Венгерские аристократы могли, в случае скандала, покончить с собой. Сегодня, если бы такой человек потерпел неудачу в одном городе, но пристроился бы на ту же должность в другом месте. Вот что случилось за 70 лет, которые прошли со времени издания романа»
Предположить, кто окажется лауреатом, совершенно невозможно. Уровень конкурса ровный и средний, все больше фильмов, приятных во всех отношениях. Киноведы в кулуарах обсуждают немецкую ленту «Страхование жизни» , филипинскую картину «Букмекер», российский фильм «Червь» и «Сколько ты стоишь». Пока именно эта картина Бертрана Блие лидирует в зрительском рейтинге.