Ссылки для упрощенного доступа

Роксана Сабери свободна


:Журналистка Роксана Сабери освобождена из иранской тюрьмы
:Журналистка Роксана Сабери освобождена из иранской тюрьмы
Иранский суд изменил предыдущий приговор о восьмилетнем тюремном заключении журналистки Роксаны Сабери по обвинению в шпионаже в пользу США. Новый приговор – два года условно и пятилетний запрет на журналистскую работу в Иране. Победой завершилась борьба, которую вели США и ряд других стран, а также правозащитные организации.

Барак Обама и Хиллари Клинтон несколько раз выражали свою озабоченность по поводу ареста Роксаны Сабери и суда над ней. Это дело стало препятствием на пути дипломатических двусторонних переговоров. Видимо, иранские власти решили это препятствие устранить.

Нью-йоркский представитель международной правозащитной организации "Репортёры без границ" Тала Доулетшахи рада, что Роксана Сабери на свободе:

- Мы добивались этого, проводя голодовки протеста по всему миру. Наши сотрудники участвовали в голодовке в представительствах организации в Нью-Йорке и Вашингтоне. Этим мы солидаризировались с голодовкой, объявленной самой Роксаной в иранской тюрьме. Журналистка, несмотря на её американское гражданство, была лишена юридических прав и несправедливо осуждена иранским судом на 8 лет якобы за шпионаж. Это обвинение не было доказано. Её освобождение показывает, что диалог и сотрудничество между США и Ираном возможны.
Освобождение Роксаны Сабери показывает, что диалог и сотрудничество между США и Ираном возможны

У сторон множество разногласий по вопросам внешней политики, но президент Ирана продемонстрировал, что расчитывает на улучшение отношений с администрацией президента Обамы. Иранский режим остаётся одним из самых худших в мире по отношению к журналистам. Это вне всяких сомнений. Там свобода слова, свобода печати подавляется наравне с такими странами как Северная Корея, Китай, Бирма. Иранских журналистов, блогеров, всех тех, кто расходится во взглядах с официальной политикой правительства, приговаривают к заключению и даже к смертной казни. Несмотря на это фарси – один из самых популярных языков в Интернете. Внутри Ирана есть немало блогеров, репортёров, активистов, распространяющих правдивую информацию о положении в их стране, противящихся изоляции, стремящихся к диалогу с международной общественностью. Организация "Репортёры без границ" расчитывает, что освобождение Роксаны Сабери станет началом пересмотра в Иране репрессивной политики в отношении прессы.

Что стоит за освобождением журналистки? Об этом говорит вашингтонский аналитик, вице-президент Американского совета по иностранным делам Илан Берман:

- Прежде всего надо помнить, что иранская власть не монолитна. В иранских верхах есть определённая свобода мнений. Например, иранский президент, которого трудно назвать не только либералом, но даже умеренным политиком, одним из первых потребовал пересмотра дела Роксаны Сабери. За новым решением суда, который в Иране не является независимым, стоит расчёт на то, что Вашингтон начнёт прямые дипломатические переговоры с Тегераном.

С другой стороны консервативные круги в Иране, сторонники жёсткой линии очень опасаются влияния антиисламских сил и западного влияния, и поэтому каждый раз ищут какого-нибудь козла отпущения для завинчивания гаек. Конечно же Роксана Сабери - никакая не американская шпионка. Её случай позволил сторонникам диалога с Западом настоять на том, что диалог с Вашингтоном с прицелом на восстановление американо-иранских дипломатических отношений сейчас в интересах Ирана. Разные политические силы по-разному представляют, что наилучшим образом отвечает иранским национальным интересам: жёсткая линия, провоцирующая ухудшение отношений с Западом, или смягчённая линия, благодаря которой иранский режим может выглядеть более умеренным.

Я не думаю, что в ответ на освобождение Роксаны Сабери американские власти освободят троих иранских дипломатов, арестованных в Ираке в 2007-м году за шпионаж. Освобождение журналистки было скорее всего жестом доброй воли со стороны Ирана. Режим в Тегеране осознал, что нельзя терять возможности, открывшиеся с избранием на пост президента США Барака Обамы, и нельзя давать дополнительный стимул действиям против иранского режима со стороны активистов правозащитного движения.

В Иране остаются ещё двое американских граждан. Это частный детектив, подозреваемый в котрабанде сигарет, и калифорнийская студентка иранского происхождения, прибывшая в Иран для борьбы за гражданские права женщин. Она освобождена из под стражи, но её запрещено покидать Иран.
XS
SM
MD
LG