Папа Римский Бенедикт XVI завершил паломничество на Ближний Восток. В пятницу он посетил Храм Гроба Господня в Иерусалиме, а днем ранее провел мессу в Назарете. За неделю глава Римско-католической церкви побывал в Иордании, Израиле и на Палестинских территориях.
О самых интересных моментах и о важности этого визита рассказывает римский журналист, знаток истории и политики Ватикана Алексей Букалов, который все это время сопровождал Бенедикта XVI.
- Во время этого визита мы видели разного Бенедикта XVI - Папу-паломника, Папу - главу Римско-католической церкви и Папу-политика, главу государства. Каким он запомнился больше и в какой ипостаси он большего добился?
- Он представляет эту поездку не как политическую, а как христианское паломничество. Конечно, эта богословская составляющая, как мне кажется, наиболее значима для него. Но в некоторых моментах он проявил себя, как ответственный политик - когда говорил, например, об израильско-палестинских отношениях, когда заявил о том, что он страдает, когда видит стену, которая разделяет территории, что стены вообще должны быть разрушены. Это, конечно, политические заявления. Так же как и заявления о тезисе "Два народа - два государства", о праве палестинцев на создание собственной суверенной родины, как он сказал (слово "государство" в этом случае не было употреблено). Очень хорошо ответил президент Израиля в одном из интервью на нападки местной прессы по поводу того, что Папа не сказал чего-то важного. Президент сказал достаточно образно: с его точки зрения, этот визит пишется не на страницах газет, а на страницах истории.
- Во время поездки случились несколько острых ситуаций - в частности, когда глава палестинских шариатских судов шейх Тайсир Тамими во время одного из мероприятий нарушил протокол и начал обвинять Израиль в агрессии. Или когда британский еженедельник Sundаy Times опубликовал статью, авторы которой утверждают, что якобы Папа в молодости состоял в гитлеровской молодежной организации "Гитлерюгенд". Как держался Бенедикт XVI?
- Бенедикт XVI вообще очень человек выдержанный, я бы даже сказал, сухой в своих внешних проявлениях. В связи с выступлением шейха он держался очень просто - он ушел с этого выступления, и это, по-моему, достаточно красноречивая реакция. Что касается нацистской юности, то Папа никак это не комментировал: он вообще не вступает в полемику ни с Sundаy Times, ни с какими другими уважаемыми и неуважаемыми изданиями. За него это сделал пресс-секретарь падре Ломбарди, который категорически опроверг утверждение о том, что Папа состоял в этой организации.
- Папа посещал Музей памяти жертв Холокоста Яд ва-Шем в Иерусалиме. Какова была его реакция?
- Он был очень, видимо, тронут: возложил цветы, зажег огонь, стоял в молчании. И это не первый раз, когда он поклоняется памяти жертвам Холокоста. Он три года тому назад побывал в Освенциме, тоже стоял и молился около знаменитых черных камней, на которых написаны на разных языках цифры погибших - и даже, подняв голову к небу, спросил: "А где ты был, Господи?" Это знаменитая его фраза, сказанная в Освенциме. И Бог ему ответил радугой, которая зажглась от одного горизонта до другого. Здесь таких чудес не было и не было подробных заявлений, что тоже ему поставили в вину.
- Напоследок случилось очень важное богослужение в Назарете, в Храме Благовещения, где Папа инициировал совместную молитву глав разных конфессий. Он молился, взявшись за руки, одновременно и с верховным раввином, и с шейхом. Как это выглядело?
- Это молитвой назвать трудно. Действительно, эта была акция, и просто Папа в данном случае проявил не часто показываемое им свойство великого коммуникатора. По окончании этой межрелигиозной встречи он действительно поднял руки стоявшего с ним раввина и шейха, и они втроем олицетворяли три монотеистских религии, которые зародились на Святой земле.
- Если говорить о Папе, как о земном, простом человеке - говорил ли он о том, что ему запомнилось в ходе визита более всего?
- Ему запомнились встречи в музее Яд ва-Шем, где к нему подвели тех, кто выжил в гитлеровских лагерях уничтожения. Он встречался в Вифлееме с родственниками палестинцев, которые находятся в плену, под арестом. Через эти человеческие трагедии он всегда как-то видит судьбы людей, и для него это очень важный момент. Также он всегда очень трогательно относится к детям. В Назарете он посетил детский госпиталь, целовал ребенка, что он делает очень редко, сделал щедрый подарок этому детскому госпиталю - кроме денежного чека, подарил специальное оборудование для новорожденных. Это жесты, которые он делает с большим внутренним убеждением.
- Как окружение Бенедикта XVI оценивает этот визит, и что выиграла Римско-католическая церковь?
- Я хотел бы напомнить, что Папа - теолог, библеист, он продолжает работу над вторым томом своего монументального труда "Иисус из Назарета", и в этом томе описывается история казни и воскрешения Христа. Для него, Иосифа Ратцингера, как для крупного католического писателя, побывать сегодня у Гроба Господня - это и большая эмоциональная нагрузка, и огромный вдохновляющий момент.
О самых интересных моментах и о важности этого визита рассказывает римский журналист, знаток истории и политики Ватикана Алексей Букалов, который все это время сопровождал Бенедикта XVI.
- Во время этого визита мы видели разного Бенедикта XVI - Папу-паломника, Папу - главу Римско-католической церкви и Папу-политика, главу государства. Каким он запомнился больше и в какой ипостаси он большего добился?
- Он представляет эту поездку не как политическую, а как христианское паломничество. Конечно, эта богословская составляющая, как мне кажется, наиболее значима для него. Но в некоторых моментах он проявил себя, как ответственный политик - когда говорил, например, об израильско-палестинских отношениях, когда заявил о том, что он страдает, когда видит стену, которая разделяет территории, что стены вообще должны быть разрушены. Это, конечно, политические заявления. Так же как и заявления о тезисе "Два народа - два государства", о праве палестинцев на создание собственной суверенной родины, как он сказал (слово "государство" в этом случае не было употреблено). Очень хорошо ответил президент Израиля в одном из интервью на нападки местной прессы по поводу того, что Папа не сказал чего-то важного. Президент сказал достаточно образно: с его точки зрения, этот визит пишется не на страницах газет, а на страницах истории.
- Во время поездки случились несколько острых ситуаций - в частности, когда глава палестинских шариатских судов шейх Тайсир Тамими во время одного из мероприятий нарушил протокол и начал обвинять Израиль в агрессии. Или когда британский еженедельник Sundаy Times опубликовал статью, авторы которой утверждают, что якобы Папа в молодости состоял в гитлеровской молодежной организации "Гитлерюгенд". Как держался Бенедикт XVI?
- Бенедикт XVI вообще очень человек выдержанный, я бы даже сказал, сухой в своих внешних проявлениях. В связи с выступлением шейха он держался очень просто - он ушел с этого выступления, и это, по-моему, достаточно красноречивая реакция. Что касается нацистской юности, то Папа никак это не комментировал: он вообще не вступает в полемику ни с Sundаy Times, ни с какими другими уважаемыми и неуважаемыми изданиями. За него это сделал пресс-секретарь падре Ломбарди, который категорически опроверг утверждение о том, что Папа состоял в этой организации.
Папа действительно поднял руки стоявшего с ним раввина и шейха, и они втроем олицетворяли три монотеистских религии, которые зародились на Святой земле
- Папа посещал Музей памяти жертв Холокоста Яд ва-Шем в Иерусалиме. Какова была его реакция?
- Он был очень, видимо, тронут: возложил цветы, зажег огонь, стоял в молчании. И это не первый раз, когда он поклоняется памяти жертвам Холокоста. Он три года тому назад побывал в Освенциме, тоже стоял и молился около знаменитых черных камней, на которых написаны на разных языках цифры погибших - и даже, подняв голову к небу, спросил: "А где ты был, Господи?" Это знаменитая его фраза, сказанная в Освенциме. И Бог ему ответил радугой, которая зажглась от одного горизонта до другого. Здесь таких чудес не было и не было подробных заявлений, что тоже ему поставили в вину.
- Напоследок случилось очень важное богослужение в Назарете, в Храме Благовещения, где Папа инициировал совместную молитву глав разных конфессий. Он молился, взявшись за руки, одновременно и с верховным раввином, и с шейхом. Как это выглядело?
- Это молитвой назвать трудно. Действительно, эта была акция, и просто Папа в данном случае проявил не часто показываемое им свойство великого коммуникатора. По окончании этой межрелигиозной встречи он действительно поднял руки стоявшего с ним раввина и шейха, и они втроем олицетворяли три монотеистских религии, которые зародились на Святой земле.
- Если говорить о Папе, как о земном, простом человеке - говорил ли он о том, что ему запомнилось в ходе визита более всего?
- Ему запомнились встречи в музее Яд ва-Шем, где к нему подвели тех, кто выжил в гитлеровских лагерях уничтожения. Он встречался в Вифлееме с родственниками палестинцев, которые находятся в плену, под арестом. Через эти человеческие трагедии он всегда как-то видит судьбы людей, и для него это очень важный момент. Также он всегда очень трогательно относится к детям. В Назарете он посетил детский госпиталь, целовал ребенка, что он делает очень редко, сделал щедрый подарок этому детскому госпиталю - кроме денежного чека, подарил специальное оборудование для новорожденных. Это жесты, которые он делает с большим внутренним убеждением.
- Как окружение Бенедикта XVI оценивает этот визит, и что выиграла Римско-католическая церковь?
- Я хотел бы напомнить, что Папа - теолог, библеист, он продолжает работу над вторым томом своего монументального труда "Иисус из Назарета", и в этом томе описывается история казни и воскрешения Христа. Для него, Иосифа Ратцингера, как для крупного католического писателя, побывать сегодня у Гроба Господня - это и большая эмоциональная нагрузка, и огромный вдохновляющий момент.