Ссылки для упрощенного доступа

Кокойты, на выход?


Некоторые эксперты полагают, что сложности в Южной Осетии могут вызвать недовольство Кремля
Некоторые эксперты полагают, что сложности в Южной Осетии могут вызвать недовольство Кремля
Южноосетинские оппозиционеры обвинили Эдуарда Кокойты в "тирании". Кремлю предстоит решить, каким именно образом теперь следует защищать идиллический образ освобожденной ЮО, считают эксперты.

В Южной Осетии установлен режим личной власти Эдуарда Кокойты, а деньги, переданные самопровозглашенной республике на восстановление, не доходят до людей. Об этом на пресс-конференции в Москве заявили представители южноосетинской оппозиции, в прошлом занимавшие высокие посты в руководстве республики.

В самопровозглашенной Южной Осетии на 31 мая намечены выборы в местный парламент. Бывшие сторонники Эдуарда Кокойты утверждают, что честных выборов в этом регионе быть просто не может. Причина, по словам бывшего генерального прокурора Южной Осетии Ахсара Кочиева, в том, что лидер этой отколовшейся от Грузии территории создал и развивает режим личной власти, устраняя из властных структур всех неугодных:

- Сейчас воздух в Южной Осетии пропитан отчаянием и безысходностью, страхом и ненавистью. Здесь речь идет даже не о диктатуре, здесь речь идет о тирании. Президент выступает по телевидению и называет фамилии – этого посадить, второго посадить, третьего посадить. Это президент говорит! Разве это президентское дело решать, кого нужно сажать, а кого выпускать?! А потом, после секундной паузы добавляет "потом разберемся". В нормальном обществе сначала разбираются, а потом сажают, а у нас все идет шиворот-навыворот. Таких примеров масса. Ответственно заявляю, что сейчас во властных структурах сидит криминалитет.

Еще один южноосетинский политик – бывший секретарь Совета безопасности самопровозглашенной республики Анатолий Баранкевич утверждает, что Кокойты и его окружение вместо восстановления республики ищут заговорщиков, которые якобы намерены свергнуть президента Южной Осетии на радость Тбилиси. Баранкевич говорит, что Эдуард Кокойты записал в заговорщики и его самого, принимавшего непосредственное участие в боевых действиях против грузинской армии:

- Когда он увидел нас вместе, он сильно испугался. Почему-то подумал, что готовится заговор. Сразу после этого пошли байки, сплетни, слухи по всей республике, которые распускала его команда - о том, что мы готовим заговор. По этим слухам, мы должны были десантироваться, как я понял, в Квайсе, оттуда начать свою деятельность – собрать людей, выйти на Джаву, с Джавы на Цхинвал и, таким образом, захватить республику. Я скажу – это полный бред!

Анатолий Баранкевич – человек в Южной Осетии достаточно известный. Можно предположить, что его мнение разделяют многие жители региона. По словам бывшего секретаря Совета безопасности Южной Осетии, его сограждане подозревают руководство региона в нецелевом использовании получаемой республикой помощи: "

- Практически за девять с лишним месяцев ничего не было сделано для улучшения жизни и быта людей. Когда Министерство по чрезвычайным ситуациям России работало там, контролировало проведение работ, контролировало, как расходуются эти деньги, - тогда сделали газ, воду, свет, поменяли стекла в школах. И на этом все закончилось. Все! Грузия построила для своих беженцев жилье. Люди под крышей и в тепле. В Южной Осетии при огромнейшей помощи, которую готова оказать Россия, не сделано ничего. Люди разводят руками – как так? Есть факты, подтверждающие то, что часть этих денежных средств не дошла по назначению, в том числе и гуманитарная помощь.

Алан Гассиев из Народной партии Южной Осетии разделяет беспокойство своих соратников по оппозиции, что выборы в местный парламент будут слишком управляемыми. По его словам, южноосетинские чиновники – люди подневольные, а их число все увеличивается:

- Идет расслоение общества. Около 80% населения живут ниже уровне бедности. Идут какие-то сверхдоходы кучке людей, которые питаются за счет средств, которые выделяются Россией, и за счет каких-то мафиозных схем. Аппарат чиновничества раздут неимоверно и растет как на дрожжах. Например, у нас есть Антимонопольный комитет. При отсутствии какой-либо экономики, чем этот комитет будет заниматься, каковы его функции? Оказывается, есть еще Управление по внутренней политике администрации президента. Аналогично можно предположить, что есть еще Управление по внешней политике в администрации президента. А человек, который работает в госструктурах, бюджетник – лицо подневольное. Его можно обязать прийти на митинг или на какое-то мероприятие, когда нужно заполнить места.

Существует и проблема с перечислением в Южную Осетию финансовой помощи, которую Москва обещала Цхинвали. Эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров в интервью Радио Свобода объяснил медлительность, с которой Россия выделяет деньги Южной Осетии, довольно просто – могут разворовать:

- Деньги не выделяются - или выделяются не в том размере, в каком они должны выделяться - именно по причине того, что механизмы контроля за их использованием, которые предлагает Москва, никак не устраивают Кокойты. Ведь эти механизмы не позволяют ему контролировать денежные потоки. А Москва прекрасно понимает, что просто передать эти деньги под контроль Кокойты - значит, рисковать тем, что они не дойдут до конечного потребителя. Деньги уйдут, а восстановления в республике не будет.

Пока Кремль не обвиняет Эдуарда Кокойты в коррупции и узурпации власти, хотя противникам южноосетинского лидера и позволили провести пресс-конференцию в Москве. По мнению Николая Петрова, для России момент выбора – избавляться или нет от Эдуарда Кокойты – еще не настал:

- Что касается позиции Кремля, то он, я так понимаю, достаточно хорошо информирован о происходящем. Если до сих пор Москва не выступала открыто и публично с критикой Кокойты - или эта критика была очень сдержанной, - то лишь по причине того, что Кремль находится в сложном положении. Только объявив о признании независимости этой республики, только поддержав режим Кокойты, Кремль вряд ли может позволить себе достаточно резко его критиковать. При этом Кокойты, как я понимаю, не популярен сейчас в Южной Осетии. После войны - в которой Кокойты вел себя в отличие от ряда его соратников не так, как хотели бы видеть граждане Южной Осетии, - эта непопулярность лишь усилилась.

Что произойдет в будущем? Если этот конфликт с оппозицией возник неожиданно для Кремля, то последний солидаризуется с Кокойты и не поддержит оппозицию. А если какая-то информация у Москвы была, если выступление нынешней оппозиции с ней как-то согласовано - то вполне возможно, что речь может идти об отстранении Кокойты и появлении в Южной Осетии более эффективного и более устраивающего граждан режима.

По мнению независимых экспертов, выборы 31 мая в Южной Осетии все же состоятся. Это будет нужно, прежде всего, Москве, полагают наблюдатели. Для того, чтобы подчеркнуть, что в этом регионе функционирует самостоятельная и законно избранная власть.
XS
SM
MD
LG