Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.
Андрей Шарый: В Петербурге задержан бывший депутат Госдумы от фракции ЛДПР Михаил Глущенко, один из подозреваемых в организации убийства депутата Госдумы Галины Старовойтовой. Глущенко также подозревают в организации убийства троих граждан России в Республике Кипр.
Татьяна Вольтская: Экс-депутат Госдумы, бывший петербургский криминальный авторитет, Михаил Глущенко был задержан в милиции при попытке обменять паспорт. Считается, что Галина Старовойтова, убитая 20 ноября 1998 года накануне выборов в Законодательное собрание Петербурга, встала на пути у тамбовской группировки, тоже стремившейся в парламент. В деле о ее убийстве фигурирует имя Михаила Глущенко, чей офис был хорошо известен исполнителям преступления, говорит сестра Галины Старовойтовой, руководитель Фонда ее имени Ольга Старовойтова.
Ольга Старовойтовой: Эти люди работали так – кто охранником, кто дежурил. Есть показания, что прослушки тоже находились там. Там этих ребятишек, мягко говоря, обучали пользоваться прослушками, видеозаписью и так далее.
Татьяна Вольтская: Более подробно о том, что происходило в офисе бывшего депутата, говорит председатель петербургской организации "Демократическая Россия" Руслан Линьков, бывший помощником Галины Старовойтовой.
Руслан Линьков: Задержание господина Глущенко – положительный факт хотя бы с той точки зрения, что этот персонаж неоднократно упоминался в суде по делу о террористическом акте в отношении Галины Старовойтовой. В отношении него давались показания, говорилось о том, что в офисе депутата Госдумы от ЛДПР господина Глущенко существовал некий коллектив, который готовил и уже потом осуществил убийство Галины Старовойтовой. Именно там проводилась идеологическая накачка технических исполнителей убийства. Им рассказывали о том, что Старовойтова – враг русского народа, и именно поэтому с ней нужно расправиться. Именно там хранилось незаконное оружие, из которого впоследствии была убита Галина Старовойтова. Именно там хранились спецсредства, с помощью которых организаторы убийства осуществляли слежку за Галиной Старовойтовой. Оттуда выезжали эти бандиты для того, чтобы устанавливать прослушивающие устройства в квартиру Галины Старовойтовой. Фактически, если следствие пойдет до конца, то вполне возможно далее потянутся на скамью подсудимых и заказчики. Это вполне определенная нить, которая может развязать тот клубок змей из заказчиков, который таится где-то за спиной посредников и технических исполнителей.
Татьяна Вольтская: Руслан Линьков подчеркивает, что исполнители убийства были не просто проплаченными киллерами, а людьми идейными.
Руслан Линьков: Это были участники такого националистического, я бы даже назвал его, профашистского движения. Это "Благоверный князь Александр Невский". Ими был создан фонд, была учреждена газета "Русский православный патриот", которая издавалась приложением к известному антисемитскому листку "Русь православная". Один из издателей этой газеты Константин Душенов сейчас проходит в качестве обвиняемого по 282 статье – "Разжигание межнациональной розни". И именно господин Душенов, выступая в суде, пытался создать алиби основному обвиняемому тогда бывшему офицеру ГРУ господину Колчину на день убийства, заявляя, что якобы Колчин не мог осуществлять слежку за Галиной Старовойтовой в день убийства, поскольку он в это время общался с Колчиным. Здесь есть очень четкая идеологическая окраска и связь исполнителей с национал-патриотическими, фашистскими кругами.
Татьяна Вольтская: Но Михаил Глущенко был задержан в рамках расследования другого уголовного дела - следствие подозревает, что он организатор убийства в марте 2004 года на Кипре трех российских граждан: Юрия Зорина, Виктории Третьяковой и бывшего депутата Госдумы Вячеслава Шевченко. В 90-е годы Братья Шевченко и Зорин были авторитетными фигурами в петербургском деловом и политическом мире, связанными тамбовской преступной группировкой, с Владимиром Барсуковым (Кумариным), которого сейчас судят в Москве. Но все же задержание Глущенко важнее для раскрытия убийства Старовойтовой, считает заместитель директора Агентства журналистских расследований Евгений Вышенков.
Евгений Вышенков: После приговора оказалось такое послевкусие. Все не поняли, а почему не назван заказчик преступления. Это никак не повиляет, конечно, его задержание и арест, на криминогенную ситуацию в городе, потому что он в ней не участвовал уже много лет, никакого отношения к рейдерам, ни к художествам Владимира Кумарина он не имел. Я думаю, что власть взяла на себя неосознанно некую ответственность. Потому что все-таки они должны будут его осудить. В этом приговоре мы ждем доказательства его участия в убийстве Галины Старовойтовой. Это главное. А все остальное – это, в общем-то, такие тейповые, гангстерские разборки, которые тоже, наверное, любопытны. Я думаю, что нужно что-то предложить Михаилу Ивановичу Глущенко для того, чтобы он начал искренне говорить на эту тему. Но если я был бы царем и разговаривал с Глущенко, я бы сказал: "Михаил Иванович, давайте так, ничего не было, была одна Галина Васильевна. Расскажите мне подробно, кто вам позвонил по мобильному телефону".
Татьяна Вольтская: Но Евгений Вышенков считает, что так бывает только в кино, и даже если такой разговор состоится, мы об том вряд ли узнаем.