Ссылки для упрощенного доступа

Злой американский следователь


Илья Мильштейн
Илья Мильштейн
Сергей Приходько в недоумении. Помощник президента РФ не понимает, кто на самом деле правит Америкой: Барак Обама, с которым буквально только что так позитивно общались глава государства и национальный лидер, или же "пусть и уважаемые, но члены его команды". Он предлагает внести ясность: если рядом с Обамой находятся люди, которые "не согласны с линией собственного президента, мы должны об этом просто знать".

Пожалуй, это самый анекдотичный эпизод в скандале, развернувшемся после интервью Джо Байдена газете The Wall Street Journal. Ибо сами по себе его речи, вызвавшие столь острую реакцию в Москве, при внимательном чтении особых эмоций не вызывают. Разве что задевает иногда презрительный тон, в котором вице-президент разъясняет американским читателям, почему России рано или поздно придется пойти на уступки. Дескать, слабая банковская система, убыль населения и т.д. Да русские и сами понимают, что совершают геополитические просчеты: вон и газопровод "Набукко" строится в ответ на газовый шантаж Москвы, и русофобию Путин в мире посеял, и лукавые игры с Ираном опасны, прежде всего, для Кремля.

В общем, заметно было, что Байден только что вернулся из Киева и Тбилиси, где наслушался про Путина и компанию на всю оставшуюся жизнь. При этом, обращаясь через газету к соотечественникам, говорил с ними так, словно все еще беседовал с Ющенко и Саакашвили. Порой в тоне скорее примирительном. Вспоминал отца, который советовал юному Джо никогда не загонять человека в угол. Предупреждал, что если США не будут обращаться с Россией как с ключевым игроком на международной арене, то партнеры по перезагрузке могут обидеться и проявить враждебность. И тут же, противореча себе, заявлял, что российская инфраструктура вряд ли устоит в ближайшие 15 лет. И насчет ядерных амбиций Москвы высказывался с пренебрежением: откуда у них, мол, возьмутся силы на новую гонку вооружений?

Разумеется, Обама такого себе не позволяет. Он излагает схожие мысли совершенно в другом тоне, искреннем и дружелюбном. Про того же Путина, например, который одной ногой застрял, бедняга, в прошлом. Но думает про нас, не забывая восхититься Достоевским и Пушкиным, примерно то же самое. Просто у него другая задача на данном этапе президентства: изменение образа Америки. Поэтому он путешествует по миру с доверчиво протянутой рукой, обращенной ко всем, с кем его страна еще вчера конфликтовала. Произносит очень убедительные, но не всегда до конца понятные речи. А некие окончательные слова за него договаривает Байден. К примеру, слово "перезагрузка" в Мюнхене. Или "это очень важный для нас политик" – про Саакашвили, в Тбилиси. Или, как теперь, про ослабевшую Россию, которая "склонится перед Америкой".

Обама произносит речи, увенчивая их многоточиями. Байден проставляет точки. Он как бы работает Рейганом при обаятельном, но еще слишком молодом Кеннеди. Однако высказывается этот бодрый старик порой настолько ясно, что после его визита, скажем, в Ливан терпит поражение на выборах всесильная "Хезболла". А после его встреч в Киеве и Тбилиси ни у кого не возникает сомнений в том, что у Грузии и Украины есть надежный союзник.

Такая вот американская тандемократия.

И тут начинается анекдот. У г-на Приходько обнаруживается возможность для острого и эффектного контрудара. Ведь до сих пор кто только не издевался над нашей тандемократией, кто не уличал Кремль в чекистской игре в доброго и злого следователя, а у самих-то американцев разве политика устроена иначе? Оттого, должно быть, с таким деланным возмущением и нескрываемым удовольствием Сергей Приходько произносил свою многословную речь. "Мы помним, – поражался он, – заявления президента Обамы, созвучные нашим подходам..." А что же мы слышим от Байдена? Хочется добавить: что свобода хуже, чем несвобода?..

Разумеется, помощник президента РФ понимает собственное лукавство никак не хуже автора этих строк. Даже лучше понимает, поскольку точно знает детали распределения власти между Обамой и Байденом и еще точнее – между Путиным и Медведевым. Но тем сильней соблазн хоть по мелочи ущучить заокеанских партнеров, возвращая им упреки, которыми по горло сыты в Кремле. Это и впрямь прозвучало остроумно – про "членов команды" Обамы, действующих якобы наперекор законно избранному. Смешней было бы только утверждение, что американского лидера выбирали так же, как и нашего. Однако настоящий анекдот лишь тогда и хорош, когда хотя бы слегка соприкасается с реальностью.
XS
SM
MD
LG