Первого августа вступил в должность новый генеральный секретарь НАТО. Бывшему премьер-министру Дании Андерсу Фог Расмуссену предстоит возглавлять альянс на протяжении следующих пяти лет.
О своем видении будущего Евроатлантического союза в интервью Радио Свобода рассказывают директор Центра глобальных исследований Университета Шрайнера в Техасе Рональд Хэтчетт и сотрудник калифорнийского Независимого института Айвен Илэнд.
— Каковы приоритетные задачи нового генерального секретаря?
Рональд Хэтчетт: Сейчас перед НАТО две огромные проблемы. Первая из них — расширение союза. США хотят, чтобы оно шло за счет Украины и Грузии, но другие участники альянса, особенно Германия и Франция, не приветствуют эту идею. При новом секретаре НАТО предстоит найти ответ на вопрос, будет ли евроатлантический союз расширяться за счет упомянутых постсоветских стран, и если да, то как это скажется на отношениях США с другими странами, особенно с Россией. Другая проблема — США настаивают на том, чтобы союз сформулировал расширение своей миссии за пределы традиционной евроатлантической зоны ответственности, распространив ее на Ближний Восток, Южную и даже Восточную Азию. Захотят ли другие члены НАТО по-настоящему присоединиться в этом к США, остается под большим вопросом.
Будущее НАТО неопределенно, и это во многом связано с афганской проблемой, которая может расколоть организацию и уже вызвала напряженность в отношениях между союзниками
Айвен Илэнд: Будущее НАТО неопределенно, и это во многом связано с афганской проблемой, которая может расколоть организацию и уже вызвала напряженность в отношениях между союзниками. Второй по важности вопрос — принятие в ряды НАТО Украины и Грузии, против чего сильно возражает Москва. И, наконец, противоракетная оборона в Европе — это не проблема НАТО как таковая, но она также может вызвать раскол в альянсе.
— На какие компромиссы Андерсу Фог Расмуссену придется пойти в его новой роли?
Рональд Хэтчетт: Один из компромиссов может состоять в том, что США рано или поздно поддержат идею назначения верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе не только из числа американских офицеров, как это было принято до сих пор. Если европейцы захотят обеспечивать большую численность военнослужащих со своей стороны и проявлять большую активность в операциях НАТО, не исключено начало дебатов о включении в ротацию командующих представителей других стран-членов.
Айвен Илэнд: Особо отмечу ситуацию в Афганистане. Пребывание там военнослужащих ряда стран-членов НАТО носит скорее символический характер — они не участвуют в боевых действиях. Координация между ними также оставляет желать лучшего. Новый генеральный секретарь НАТО заступает на этот пост в условиях попыток смены стратегии в Афганистане. НАТО необходимо сконцентироваться на том, чтобы выиграть эту войну, иначе встанет вопрос о пользе самого альянса.
— Пригодится ли новому генсеку НАТО его опыт бывшего премьер-министра Дании?
Рональд Хэтчетт: Расмуссен долго занимал руководящие посты в Дании, и у него отличная репутация в Европе. Хорошие связи со многими руководителями стран-членов НАТО могут помочь ему ликвидировать нынешние разногласия в альянсе. То, что он представляет Европу, которая в течение долгого времени добивается большего влияния в НАТО, относится к его преимуществам.
Айвен Илэнд: Учитывая сложность кулуарной ситуации внутри НАТО, думаю, тут нужен опытный человек. Войны в Ираке и Афганистане во многом нарушили привычный ход жизни союза, ведь на протяжении 60-летней истории его силы нечасто участвовали в боевых действиях. Расмуссену придется приложить немало усилий для поддержания согласия в рядах НАТО. В Ираке поддержка США другими странами-членами фактически сошла на нет, не совсем ясно и будущее антиталибской коалиции в Афганистане. Через восемь лет после терактов 11 сентября общественность в союзных США странах нервно реагирует на присутствие своих войск в Афганистане. Ближайшие годы, на протяжении которых Расмуссен будет возглавлять НАТО, станут критически важными как для альянса, так и для будущего Афганистана.
— В прошлый вторник заместитель государственного секретаря США Филипп Гордон на слушаниях в Конгрессе заявил, что "если Россия будет соответствовать критериям, и в альянсе будет по этому поводу консенсус, то ее нельзя будет не допускать в НАТО". Как бы вы прокомментировали это заявление?
Рональд Хэтчетт: Оно отражает нынешнее мнение американской стороны о том, как должно выглядеть НАТО. Десятилетиями этот оборонительный союз служил сдерживанию СССР и ограничивался в своих действиях территорией Европы. Сегодня США рассматривают НАТО как организацию более широкого типа, имеющую не только военное, но и политическое, и экономическое значение. США хотят пополнить стратегию расширения НАТО идеей о том, что вхождение в альянс обязывает каждую страну придерживаться концепции глобальной политической стабильности и демократии. Другой ожидаемый позитивный результат — улучшение экономической и общественной ситуации внутри самого присоединяющегося государства.
Айвен Илэнд: Польша, страны Балтии и некоторые другие государства, с опаской относящиеся к России, явно не придут в восторг от перспективы ее вступления в НАТО и могут воспрепятствовать этому — так же, как Греция оказывает сопротивление попыткам пригласить в НАТО и Евросоюз Македонию. Эти страны рассматривают свое членство в НАТО как гарантию от посягательств России. Но лично я за вступление России в альянс, потому что оно будет способствовать расширению системы европейской безопасности.