Ссылки для упрощенного доступа

Доклад ЕС как соль на раны


Министр иностранных дел Литвы Вигаудас Ушацкас
Министр иностранных дел Литвы Вигаудас Ушацкас
Специальный доклад ЕС – результаты расследования обстоятельств российско-грузинской войны 2008 года – признает обе стороны ответственными в развязывании конфликта. В соответствии с выводами международной комиссии, последнюю искру в конфликт внесла Грузия, но ответственность за превращение замороженного конфликта в горячий несут и Москва, и Тбилиси.

Доклад вызвал бурную дискуссию как в Грузии, так и в России. Кто-то предположил, что Евросоюз слишком поспешно вынес решение, кто-то обвинил ЕС в попытке политически отстраниться от событий августа-сентября прошлого года. Но самым главным остается все-таки вопрос: а что теперь? Что дальше делать после этого доклада - и России, и Грузии, и Западу? Об этом в интервью Радио Свобода говорит министр иностранных дел Литвы Вигаудас Ушацкас.

Министр иностранных дел Литвы входит в число резких критиков доклада. В одном из интервью сразу после представления этого доклада Ушацкас сказал, что если бы он в то время был в составе совета ЕС, то он бы выступил вообще против создания группы для расследования событий августа 2008 года. Министр заявил, что с прагматической точки зрения спустя всего лишь год после конфликта вряд ли стоит вмешиваться и решать, кто прав, а кто виноват:

- С моей точки зрения, раны этого конфликта и этой войны, которая произошла всего год назад, еще слишком свежи. А сейчас мы только сыпем соль на эти раны, что вряд ли кому-то поможет. Особенно если учесть, что сейчас мы находимся в процессе разрешения этого конфликта. С моей точки зрения, этот вопрос надо оставить на рассмотрении историков.

- Тем не менее, к каким практическим действиям подводит ЕС этот доклад?
Мы должны быть намного более агрессивными и намного более активными в использовании рычагов предупредительной дипломатии

- Делая выводы из доклада, мы должны, во-первых, самокритично оценить собственные действия и, во-вторых, задуматься о том, что надо сделать, чтобы избежать подобных ошибок в будущем. Первый и важнейший вывод, который я для себя сделал из этого доклада, состоит в том, что мы все должны добиваться того, чтобы международное право и международные обязательства государств соблюдались, чтобы государства неукоснительно соблюдали территориальную целостность, суверенитет и независимость других стран. Второй вывод состоит в том, что во времена напряжения отношений между государствами мы должны вести себя ответственно и проявлять столь необходимую в эти моменты сдержанность. И третий вывод касается международного сообщества и Европейского Союза, в частности. Мы должны быть намного более агрессивными и намного более активными в использовании рычагов предупредительной дипломатии. Это лучше, чем иметь дело с разрешением конфликтов.

- Но – доклад опубликован. Как он может повлиять на будущее российско-грузинских отношений или на отношение Запада?

- Именно это меня и беспокоит. Мне кажется, что доклад опубликован слишком рано, учитывая, насколько болезненные сейчас отношения между двумя странами. Не уверен, что он поможет установлению доверия между Москвой и Тбилиси. Но, тем не менее, повторю – мы должны делать выводы. Во-первых, мы должны помочь Грузии укрепить экономику, продолжать и развивать реформы. Одновременно мы должны говорить с российской стороной и убеждать ее соблюдать взятые на себя обязательства. Россия взяла на себя обязательства перед тогдашним председателем Европейского Союза Николя Саркози пропускать гуманитарную помощь на территорию Абхазии и Южной Осетии, позволить людям, которые вынуждены были покинуть Абхазию и Южную Осетию, вернуться в свои дома и допустить миссию наблюдателей Европейского Союза, чтобы они могли отслеживать ситуацию на этих двух территориях.

- Литва всегда поддерживала Грузию, и особенно в дни войны. Вы сами выступили с критикой решения ЕС и НАТО отказать Грузии в перспективе членства в этих организациях. Вы сказали тогда, что если бы европейское и трансатлантическое сообщество предоставило Грузии перспективу интеграции, войны можно было бы избежать. Что сейчас может предоставить Грузии международное сообщество и какой урок оно для себя извлекло?
Мне кажется, что Грузия заслуживала того, чтобы предоставить ей план действий по подготовке к вступлению в Североатлантический союз. Возможно, он придал бы грузинам больше уверенности в себе

- На всех встречах в ОБСЕ, Совете Европы, Европейском Союзе и НАТО я постоянно повторяю: мы должны спросить себя, почему мы позволили, чтобы в XXI веке два члена Совета Европы и ОБСЕ вступили в войну? Что эти организации сделали для того, чтобы предотвратить такое развитие событий? А если мы ничего не сделали, то почему? И какими средствами мы располагали, чтобы предотвратить эти ужасные события лета прошлого года? И из разговоров с российской стороной, с грузинской стороной, с европейцами, с американцами, я понял, что мы были недостаточно щедры, мы были недостаточно прозорливы и мы не использовали те средства, которые у нас были.

- А какие средства были у международного сообщества?

- Их было несколько. Во-первых, мы могли бы разместить намного более крупную миссию наблюдателей. Ведь в тот момент ЕС вообще не присутствовал на этих территориях. Миссии ОБСЕ были малочисленными. А я абсолютно уверен, что если бы у нас были группы наблюдателей, то конфликта можно было бы избежать. Мы также были недостаточно щедры в том, что касается надежды грузин вступить в НАТО. Мне кажется, что Грузия заслуживала того, чтобы предоставить ей план действий по подготовке к вступлению в Североатлантический союз. Возможно, он придал бы грузинам больше уверенности в себе. И, может быть, грузинское руководство не совершило бы те ошибки, о которых сейчас говорят.

- Вы пообещали однажды, что Литва поделится с Грузией своим опытом строительства демократии и свободного рынка. Какие шаги должна сделать Грузия для развития демократии?

- Грузинскому руководству предстоит еще немало сделать для того, чтобы доказать своим гражданам и международному сообществу, что Грузия – это плюралистическое общество, в котором различные политические лидеры имеют равный доступ к средствам информации, и что в этой стране есть твердый избирательный закон, который обеспечивает свободное соперничество за власть. Я говорю об этом и с лидерами грузинской оппозиции. Я уверен, что не только те, кто сейчас у власти, но и оппозиция, все политические лидеры должны доказать своему народу, что способны обеспечить мирный переход власти от одного правительства к другому – без демонстраций, без забастовок, без протестов, как это неоднократно случалось за последние 15 лет. Исключительно важно, чтобы представительная демократия была крепкой, чтобы она действовала на практике.

Это интервью - фрагмент аналитического журнала Ирины Лагуниной "Время и мир". Полностью его материалы можно прослушать и прочесть здесь.
XS
SM
MD
LG