Суд Архангельска отказал в условно-досрочном освобождении (УДО) ученому Игорю Сутягину, приговоренному в 2004 году к 15 годам колонии строгого режима по обвинению в государственной измене. По версии следствия, он передавал секретные сведения о России иностранцам. Между тем правозащитная организация Amnesty Intenational в 2005 году признала Сутягина узником совести.
Игорю Сутягину, заведующему сектором в отделе военно-политических исследований Института США и Канады РАН, в 1999 году было предъявлено обвинение в шпионаже. На суде Сутягин не отрицал, что передавал информацию иностранцам, но доказывал, что брал ее из открытых источников. Так, Сутягин издал справочник по ядерным вооружениям СССР и России на английском языке. По версии следствия, опубликованные в нем данные являются секретными. Сутягин, однако, ссылался на газету "Красная звезда", которая обнародовала эту информацию. Согласно приговору Мосгорсуда от 7 апреля 2004 года, "Сутягин И.В. в период с 15 мая по 22 июня 1998 года в ущерб внешней безопасности Российской Федерации собрал из открытых источников и иных неустановленных следствием источников аналитическую информацию о России" с целью ее передачи внешней разведке США.
Жалоба Игоря Сутягина на несправедливое судебное разбирательство была подана в Европейский суд и признана приемлемой. В конце апреля 2007 года Парламентская ассамблея Совета Европы потребовала немедленно освободить Игоря Сутягина. В мае 2007 года Сутягин написал открытое письмо тогдашнему президенту России Владимиру Путину с просьбой о помиловании. В июне Комиссия по помилованию при президенте это прошение отклонила.
Сутягин отбыл в колонии уже 10 лет, то есть 2/3 наказания, после чего подал ходатайство об условно-досрочном освобождении. Почему Исакогорской районный суд Архангельска в УДО отказал, в интервью РС рассказала адвокат ученого Анна Ставицкая:
- Это было достаточно предсказуемое решение. Но все равно от суда очень гнетущее впечатление. Судья обосновала свое решение тем, что, во-первых, Сутягин отбывает наказание по обвинению в совершении особо тяжкого преступления. Во-вторых, у него было взыскание, и он был признан злостным нарушителем того порядка, который предусмотрен Уголовно-исполнительным кодексом. И суд отказал ему, несмотря на то, что к моменту рассмотрения ходатайства взыскание было погашено, а колония дала Сутягину положительную характеристику.
Если читать характеристику (она где-то на трех листах), то это фактически ода Сутягину. Но при этом выводы не соответствуют тому, что написано в обосновании этого ходатайства. Вывод состоит в том, что колония не может поддержать ходатайство Сутягина.
Судья заслушала в качестве свидетелей людей, которые положительно характеризовали Сутягина. Это академик Юрий Рыжов, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, Эрнст Черный, который возглавляет Комитет защиты ученых, - все это для судьи пустой звук.
Меня потрясло поведение судьи, которая крайне язвительно читала, оглашала обращения очень видных общественных деятелей, правозащитников, ученых и журналистов, выступающих в поддержку просьбы Сутягина об условно-досрочном освобождении. Судье было весело.
Я знаю обвинение, я знаю доказательства, я знаю, что несмотря на приговор суда, отбывает наказание невиновный человек. Мне непонятно, почему представители власти никак не могут от него, я не побоюсь такого слова, отвязаться. 10 лет он уже отсидел. Уже можно было бы насладиться этим и все-таки проявить гуманность, отпустить.
- Вы будете обжаловать отказ в условно-досрочном освобождении?
- Конечно же, мы это решение обжалуем в кассационном порядке в Архангельском областном суде. Но я думаю, что результат будет тем же. У меня надежда исключительно на Европейский суд. И о том, что сегодня произошло, я, конечно же, сообщу в Европейский суд. Думаю, Европейский суд, возможно, не выносил решение по делу, давая Российской Федерации шанс отпустить Сутягина по условно-досрочному освобождению. Но этим шансом не воспользовались.
- Когда можно ожидать решения Страсбургского суда?
- Жалоба находится в производстве уже очень давно, а недавно суд начал выносить решения по "шпионским делам" - я имею в виду дела Пасько и Моисеева. Поэтому мне кажется, что очередь до Сутягина может дойти уже в ближайшее время. В этом году совершенно однозначно, а, может быть, и в ближайшие месяцы. И если решение будет вынесено по тем статьям Европейской конвенции по правам человека, по которым эта жалоба была признана приемлемой, оно будет очень серьезное.
- По делу Григория Пасько решение было отрицательным.
- Но в делах Сутягина и Пасько все-таки разные обстоятельства. Поэтому говорить о том, что и по Сутягину будет вынесено такое же решение, нельзя, - заключила Анна Ставицкая.
Между тем, как рассказал корреспонденту Радио Свобода отец Игоря Сутягина Вячеслав Сутягин, в тюрьме ученый продолжает литературную деятельность:
- Он уже написал половину второй книжки. Первая - "На полпути к сибирским рудам" - была составлена из его писем, рассказов, которые он присылал нам. А во второй мы его попросили уделить больше внимания условиям содержания.
- И какие же они?
- В одном помещении содержатся примерно сто человек. Но у Игоря там есть свое спальное место, и это очень хорошо. Ведь пока он был в СИЗО, целых пять лет, часто ему приходилось спать на корточках: мест всем не хватало, там спят либо "валетом", либо по очереди. Его очередь наступала днем - как раз когда его вызывали на допросы...
Отец заключенного добавил, что в мае прошлого года пришел отрицательный ответ на просьбу о помиловании, которую Игорь Сутягин направлял президенту Медведеву. После этого у Вячеслава Сутягина случился инфаркт.