Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Филипп Блонд - о шансах британской политики


Дэвид Кэмерон собрал кабинет, который хочет быть эффективным.
Дэвид Кэмерон собрал кабинет, который хочет быть эффективным.
В Великобритании опубликован государственный бюджет на новый финансовый год, нацеленный на сокращение огромного дефицита.

Реализация программы станет проверкой обещаний нового коалиционного правительства в кратчайшие сроки вывести страну из экономической рецессии. Это станет также серьезным испытанием на прочность правительственной коалиции консервативной и либерал-демократической партий.

Оглашение нового государственного бюджета началось с традиционного ритуала: демонстрации министром финансов Джорджем Осборном изрядно потертого красного чемоданчика с бюджетным планом журналистам, собравшимся у его резиденции на Даунинг-стрит. Новый глава финансового ведомства намерен в течение года сократить дефицит на 8,5 млрд. фунтов за счет аннулирования 12 дорогостоящих проектов предыдущего лейбористского правительства в социальной сфере.

Положительным моментом бюджета стало введение нового правила налогообложения, по которому начальная сумма, с которой начинается начисление подоходного налога, будет повышена на тысячу фунтов. Это означает, что люди, зарабатывающие менее 7475 фунтов в год, вообще будут освобождены от налогов. Предполагается, что это коснется примерно 900 тысяч человек. Повышаются налоги на банковскую прибыль, подоходный налог также увеличивается по прогрессивной шкале, повышается и налог на прибавленную стоимость. И, как всегда, растут цены на сигареты и алкоголь.

Заложенные в новом бюджете статьи, направленные на сокращение финансирования социальной сферы, вызвали резкую критику лейбористов в парламенте, оппозиции и профсоюзов. Некоторые комментаторы сомневаются в стабильности правительственной коалиции консерваторов и либерал-демократов в случае неудачи с реализацией нового бюджета и политики экономии. Однако известный британский политолог, директор аналитического центра ResPublica Филипп Блонд в интервью РС выражает уверенность в потенциальной эффективности коалиционного правительства.

- Руководство обеих входящих в коалицию партий хочет по-настоящему сотрудничать, так что коалиция не может не быть дееспособной. И пока эта воля к сотрудничеству сохраняется, коалиционное правительство остается стабильным и эффективно функционирующим. Я не предвижу каких-либо проблем в парламенте, вызванных отсутствием поддержки депутатов. Думаю, что в палате общин новое правительство будет пользоваться доверием у парламентского большинства, и не думаю, что ему грозит нестабильность.

- Новое правительство работает немногим более месяца. Как вы оцениваете деятельность его главы и лидера партии тори Дэвида Кэмерона?

- Думаю, что Кэмерон уже утвердил себя в качестве успешного лидера. Ему удалось заключить успешное соглашение с либерал-демократами и избежать правительства меньшинства. Сейчас перед ним стоит непростая задача справиться с тяжелой экономической ситуацией, на что нацелен представленный им чрезвычайный бюджет. Это главные его достижения за первый месяц у власти. За столь короткий срок трудно ожидать большего. К этому можно добавить и успех коалиции. Сейчас все ожидают от Кэмерона снижения бюджетного дефицита. Открытым остается вопрос, преуспеет ли он в этом отношении. Последние тридцать лет британская экономика развивалась по одной модели - с упором на ее успешный финансовый сектор. Нынешний министр финансов Джордж Осборн рассуждает о новой экономической модели. Однако совершенно очевидно, что никакой новой экономической модели у нас пока нет.

- Насколько справедливы рассуждения некоторых политических комментаторов о конвергенции консервативной и лейбористской партий, о стирании различий между ними?

- После успеха политики Маргарет Тэтчер и поражения, которое она нанесла левым силам, британская политика, независимо от находящейся у власти партии, была очень схожей. Однако наступивший финансовый кризис способствовал углублению различий двух главных политических партий. Лейбористская партия в основном остается сторонницей государственного регулирования экономики, тогда как консерваторы - сторонники свободной рыночной экономики и в экономическом и политическом обновлении страны опираются на гражданское общество.

- Ожидаются ли изменения британской политики в отношении Европейского союза с приходом к власти консервативного правительства?

- Сейчас в отношении Европы в коалиционном правительстве преобладает прагматизм. В коалицию входят как проевропейская, так и антиевропейская партии. Однако реальность такова, что Европейский союз остается нашим важным торговым партнером, мы вовлечены в европейскую политику, так что наметившаяся было резкая критика Евросоюза не будет выходить за определенные рамки.

- В пятницу Дэвид Кэмерон встречается с президентом Медведевым в Канаде на саммите "большой восьмерки". Можно ли ожидать улучшения российско-британских отношений, которые долгое время остаются на очень низком уровне?

- Думаю, что дело Литвиненко всё еще остается реальностью, препятствующей улучшению отношений. В Европе существует обеспокоенность тем, как Россия использует свою энергетическую мощь, европейские страны опасаются за свою энергетическую безопасность. Мне представляется, что Россия принадлежит западному миру. У нее с ним много общих проблем: это и исламский фундаментализм, и международная безопасность, и глобальная экономика. Однако улучшение отношений требует признания интересов обеих сторон, чего пока не произошло.
XS
SM
MD
LG