Рождество Богородицы Марии, которое Русская Православная Церковь празднует 21 сентября, праздник не потому, что произошло нечто сверхъестественное. Да и мало духовно сверхъестественного в родах пожилой женщины. Легенда может радовать лишь тех, кому не по душе скотское отношение к браку только как к средству размножения, выживания, увековечивания. Ведь один ребёнок, да ещё одна дочка – это не размножение, это даже не «простое воспроизводство», и стакан воды в старости не подаст та, которую старуха родила.
Рождение Марии праздник не потому, что произошло нечто естественное – на свет появился человек. Рождение человека – сомнительный праздник не потому, что человек не столь человечен, как хотелось бы, а потому что свет, на который появляется человек, не слишком светлый. Если даже рождается идеальный человек – а именно такой видят Марию христиане – то контраст от этого лишь сильнее. Идеальный человек в реальном мире – вот и готов Крест.
Рождество Марии праздник потому, что сама Пресвятая Богородица – праздник. Праздник – это ведь ещё не вечность, это всего лишь один день среди других дней, день, на первый взгляд, пустой, да и на второй – пустой, причём целенаправленно пустой («порозжий», «праздный»). Целенаправленно пустой – это дорогого стоит. Сын Марии говорил, что нельзя ругать другого словом «рака» - «пустой человек». Человек может опустеть, но нельзя в этом упрекать человека, у него и так беда. Во всяком случае, тот, кто полон Богом, не будет подчёркивать опустошённость ближнего. Точно так же единственно работающее определение интеллигента – тот, кто не назовёт ближнего «люмпен-интеллигентом», «интеллигентщиной», «образованщиной».
Знаменитое учение о непорочности Марии – тоже ведь не более чем замечание Её пустоты. Пуста от греховности, пуста от пустоты, - не более. Мало быть непорочной, чтобы быть Марией. Надо ещё иметь в себе Бога.
Чтобы иметь в себе Бога, надо быть в Боге. Внешнее давление должно уравновешивать внутреннее, иначе человек либо раздуется как воздушный шарик и лопнет, либо сплющится как монетка, подложенная под колёса поезда.
Ровно то же происходит с любым человеком, у которого есть дети. Чтобы ребёнок оставался частью тебя, чтобы, родив, не потерять, надо принять рост ребёнка, надо стать частью того, кто когда-то был частью тебя.
Все трагедии в отношениях родителей и детей от того, что родители полагают, что дети остаются внутри них. А надо по Иоанну Предтече, который говорил о Христе: «Ему время расти, а мне уменьшаться». «Дорогая, я уменьшил себя!»
Человек должен уменьшиться, чтобы поместиться в Боге, потому что Бог не только больше человека, но и меньше. Бог больше любовью, меньше смирением. Такого, смиренного Бога, принять невозможно – разумом. Сердцем – и верой – возможно. Мария приняла.
Почитание Марии, как верно отмечают религиоведы, очень часто, может быть, даже, в большинстве случаев превращается в почитание ещё одной богини-матери. Увы, и самое лучшее вино можно хранить так, что оно мгновенно скисает. Аборты делаются за минуты, плод вынашивается месяцами. Чтобы почитать родившую Бога, надо почитать и родившую Человека. В конце концов, суть спасения в том, что исчезает различие Бога и человека. «Вы – боги», - цитирует Иисуса загадочные слова Откровения. Боговоплощение и обожение, - слова сложные, а смысл простой: уравнивается давление в двух отсеках, из которых один не просто большой, а просто и не отсек даже. Соединяются не две комнаты в доме, а комната и создатель дома. Человек так не может, и особенно человек не может сравняться с Богом, когда хочет с Ним сравняться, а Бог... Да и Бог так не может, но в Боге – такое возможно. Просто надо быть Богом, чтобы внешнее стало внутренним, чтобы творение оказалось внутри Творца.
Опыт этой буковки – «в» - есть у каждого человека, верующего и неверующего. У каждого человека есть опыт вхождения, погружения, пребывания «в» – начиная с такого странного опыта как пребывание в животе матери. В конце концов, каждый – «в» мире. Дело за малым: открыть себя, чтобы Другой был «в» и чтобы самому быть «в» другом. Только внутри этого «в» любовь к людям становится любовью к Богу и наоборот.
Аудио этой проповеди тут: yakovkrotov.info/audio/1500/1600.mp3