Федеральный суд в Манхэттене приговорил 31-летнего Файсала Шахзада, натурализованного гражданина США, к пожизненному заключению за попытку совершения теракта в самом центре Нью-Йорка весной этого года.
Суд признал Шахзада виновным по 10-ти пунктам обвинения, включая международный терроризм и попытку использовать оружие массового поражения. 1-го мая этого года Файсал Шахзад оставил на многолюдной площади Таймс-сквер в Нью-Йорке внедорожник, в котором были cелитра, дизельное топливо, бензин и баллоны с пропаном. Дым из машины случайно заметил уличный торговец футболками, он позвал полицию, и заминированный автомобиль был обезврежен. Эксперты считают, что если бы произошел взрыв – он вызвал бы многочисленные человеческие жертвы. Американские правоохранительные органы быстро вышли на след террориста, и через два дня он был задержан в международном аэропорту имени Кеннеди при попытке вылететь в Дубай.
Файсал Шахзад, сын пакистанского офицера, работал финансовым аналитиком в штате Коннектикут. Следствие выяснило, что он прошел курс взрывного дела в пакистанском регионе Вазиристан, где хозяйничают талибы.
Вся процедура в переполненном зале суда 5 октября заняла 30 минут. В ходе суда Файсал Шахзад не раскаялся в своей попытке убийства мирных людей и продолжал вести себя как убежденный сторонник джихада, то и дело восклицая "Аллах велик". В ответ на напоминание судьи о принесенной им год назад клятве на верность Соединенным Штатам при получении американского гражданства, Шахзад признался, что в момент произнесения клятвы он лгал.
Попытка Файсала Шахзада устроить эффектный теракт на Манхэттене провалилась. Но какова вероятность, что другой террорист в Нью-Йорке или в другом крупном американском городе не окажется более успешным в подобной попытке? На этот вопрос отвечает эксперт по проблемам терроризма, бывший сотрудник Пентагона Эли Краковски:
– Нет гарантии, что нового теракта не будет. Никакая система заблаговременного обнаружения террористов не исключает случайных ошибок. Израильтяне, чья система безопасности считается одной из лучших в мире, предотвращают 95-98 процентов терактов. Несомненно, американские правоохранительные органы, спецслужбы постепенно повышают способность распознавать террористов, внедряться в их группы, нейтрализовывать их действия. Но замыслы террористов становятся все изощреннее. Они могут применять новые виды взрывчатки, привлекать к акциям более опытных подрывников, чем Файсал Шахзад. К тому же силы безопасности не могут круглосуточно патрулировать все общественные территории. И мы опять приходим к старой дилемме: стремление к абсолютной защите, застрахованной от ошибок, означало бы переход от свободного общества к военному лагерю с тотальными обысками и досмотрами. По-моему, даже в условиях диктаторского режима такое невозможно.
– Почему радикальные исламистские идеи продолжают оставаться привлекательными даже для определенной части тех мусульман, которые стали американскими гражданами?
– Прежде всего, встает вопрос о контроле иммиграционного потока в Соединенные Штаты. Властям следовало бы более разборчиво относиться к желающим переехать в США. Но даже и это не исчерпает проблему. Многое коренится в самой исторической традиции американского свободного общества. Эта свобода позволяет людям не только думать что угодно, но также устно и письменно выражать любые идеи, некоторые из которых могут быть не очень приличными и даже радикальными. Сегодня в Соединенных Штатах живет довольно большое число людей, которые радикально толкуют Ислам. Не считаясь со всем тем, что дала им американская система, американское общество, они стремятся приспособить эту систему под себя или разрушить ее. У них немало единомышленников за рубежом, которые манипулируют ими, поощряют их. Достоверно установлено, что некоторых в мечетях на территории США обосновались радикальные группы из Саудовской Аравии, которые вдохновляют прихожан к джихаду, и даже учат убивать "неверных".
Проблема состоит еще и в том, что значительное число мусульман, глядя на западное общество, передовые технологии, современный образ жизни, понимают, что не достигли этого уровня и сомневаются, что им это когда-либо удастся. Ислам, особенно суннитская ветвь, не в полной мере и не так динамично адаптируется к современному миру. Мусульмане видят здесь противоречие: если они владеют истиной – то почему они не в числе самых процветающих наций? На мой взгляд, это порождает у них глубокий кризис сознания: с одной стороны любовь к западным технологиям и комфорту, с другой – ненависть к Западу, связанная с отставанием от него. Файсал Шахзад, судя по всему, именно из этой категории американских мусульман. Для него и его единомышленников единственно верным решением, обосновываемым ими с позиций Ислама, является попытка одержать верх над Западом, разрушить чуждую им цивилизацию, которая располагает тем, что, на их взгляд, должно принадлежать им. Для них характерна нетерпимость, потребность распространять свою идеологию, чтобы контролировать остальных и подавить то, что не укладывается в их представления.
Во время суда в Нью-Йорке Файсал Шахзад заявил присутствуюшим: "Мы не приемлем вашу демократию или вашу свободу, потому что у нас уже есть закон шариата". Он добавил: "Готовьтесь к тяжелым испытаниям. Ваша война с мусульманами только начинается".
Суд признал Шахзада виновным по 10-ти пунктам обвинения, включая международный терроризм и попытку использовать оружие массового поражения. 1-го мая этого года Файсал Шахзад оставил на многолюдной площади Таймс-сквер в Нью-Йорке внедорожник, в котором были cелитра, дизельное топливо, бензин и баллоны с пропаном. Дым из машины случайно заметил уличный торговец футболками, он позвал полицию, и заминированный автомобиль был обезврежен. Эксперты считают, что если бы произошел взрыв – он вызвал бы многочисленные человеческие жертвы. Американские правоохранительные органы быстро вышли на след террориста, и через два дня он был задержан в международном аэропорту имени Кеннеди при попытке вылететь в Дубай.
Файсал Шахзад, сын пакистанского офицера, работал финансовым аналитиком в штате Коннектикут. Следствие выяснило, что он прошел курс взрывного дела в пакистанском регионе Вазиристан, где хозяйничают талибы.
Вся процедура в переполненном зале суда 5 октября заняла 30 минут. В ходе суда Файсал Шахзад не раскаялся в своей попытке убийства мирных людей и продолжал вести себя как убежденный сторонник джихада, то и дело восклицая "Аллах велик". В ответ на напоминание судьи о принесенной им год назад клятве на верность Соединенным Штатам при получении американского гражданства, Шахзад признался, что в момент произнесения клятвы он лгал.
Попытка Файсала Шахзада устроить эффектный теракт на Манхэттене провалилась. Но какова вероятность, что другой террорист в Нью-Йорке или в другом крупном американском городе не окажется более успешным в подобной попытке? На этот вопрос отвечает эксперт по проблемам терроризма, бывший сотрудник Пентагона Эли Краковски:
– Нет гарантии, что нового теракта не будет. Никакая система заблаговременного обнаружения террористов не исключает случайных ошибок. Израильтяне, чья система безопасности считается одной из лучших в мире, предотвращают 95-98 процентов терактов. Несомненно, американские правоохранительные органы, спецслужбы постепенно повышают способность распознавать террористов, внедряться в их группы, нейтрализовывать их действия. Но замыслы террористов становятся все изощреннее. Они могут применять новые виды взрывчатки, привлекать к акциям более опытных подрывников, чем Файсал Шахзад. К тому же силы безопасности не могут круглосуточно патрулировать все общественные территории. И мы опять приходим к старой дилемме: стремление к абсолютной защите, застрахованной от ошибок, означало бы переход от свободного общества к военному лагерю с тотальными обысками и досмотрами. По-моему, даже в условиях диктаторского режима такое невозможно.
– Почему радикальные исламистские идеи продолжают оставаться привлекательными даже для определенной части тех мусульман, которые стали американскими гражданами?
– Прежде всего, встает вопрос о контроле иммиграционного потока в Соединенные Штаты. Властям следовало бы более разборчиво относиться к желающим переехать в США. Но даже и это не исчерпает проблему. Многое коренится в самой исторической традиции американского свободного общества. Эта свобода позволяет людям не только думать что угодно, но также устно и письменно выражать любые идеи, некоторые из которых могут быть не очень приличными и даже радикальными. Сегодня в Соединенных Штатах живет довольно большое число людей, которые радикально толкуют Ислам. Не считаясь со всем тем, что дала им американская система, американское общество, они стремятся приспособить эту систему под себя или разрушить ее. У них немало единомышленников за рубежом, которые манипулируют ими, поощряют их. Достоверно установлено, что некоторых в мечетях на территории США обосновались радикальные группы из Саудовской Аравии, которые вдохновляют прихожан к джихаду, и даже учат убивать "неверных".
Проблема состоит еще и в том, что значительное число мусульман, глядя на западное общество, передовые технологии, современный образ жизни, понимают, что не достигли этого уровня и сомневаются, что им это когда-либо удастся. Ислам, особенно суннитская ветвь, не в полной мере и не так динамично адаптируется к современному миру. Мусульмане видят здесь противоречие: если они владеют истиной – то почему они не в числе самых процветающих наций? На мой взгляд, это порождает у них глубокий кризис сознания: с одной стороны любовь к западным технологиям и комфорту, с другой – ненависть к Западу, связанная с отставанием от него. Файсал Шахзад, судя по всему, именно из этой категории американских мусульман. Для него и его единомышленников единственно верным решением, обосновываемым ими с позиций Ислама, является попытка одержать верх над Западом, разрушить чуждую им цивилизацию, которая располагает тем, что, на их взгляд, должно принадлежать им. Для них характерна нетерпимость, потребность распространять свою идеологию, чтобы контролировать остальных и подавить то, что не укладывается в их представления.
Во время суда в Нью-Йорке Файсал Шахзад заявил присутствуюшим: "Мы не приемлем вашу демократию или вашу свободу, потому что у нас уже есть закон шариата". Он добавил: "Готовьтесь к тяжелым испытаниям. Ваша война с мусульманами только начинается".