Ссылки для упрощенного доступа

Правообладатели и правонарушители


Во времена моего отрочества пределом мечтаний подростка был катушечный магнитофон «Яуза» - тот самый, какой пинает ногой коварная соблазнительница в «Бриллиантовой руке», чтобы заиграл. Обладатели иностранных пластинок были небожителями. Простые смертные переписывали музыку с одной пленки на другую, всякий раз ухудшая качество звука. Ни о каких правообладателях и копирайте мы слыхом не слыхивали. Сама мысль о том, что мы нарушаем чьи-то права, показалась бы нам дикой.

В известном смысле нынешняя ситуация, когда музыку можно скачивать из Интернета, точно такая же. Только качество при копировании остается прежним, и носители более компактные.

Появление Пиратской партии в России совпало с примечательным событием по другую сторону Атлантики. 4 ноября в Миннеаполисе жюри присяжных постановило, что мать четырех детей Джеми Томас-Рассет должна заплатить компании Capitol Records полтора миллиона долларов за скачивание 24 песен через файлообменник. Получается ровным счетом по 62500 долларов за песню. На iTunes тот же репертуар обошелся бы ей по доллару за штуку.

Тяжба одной из четырех крупнейших звукозаписывающих компаний с Томас-Рассет, которая тянется вот уже пять лет, стала яркой иллюстрацией абсурда происходящего. Один из «пострадавших» авторов-исполнителей, Ричард Маркс, публично отмежевался от истцов, назвал судебный процесс «позором» и «фарсом». Capitol неоднократно предлагала ответчице мировое соглашение, но Томас-Рассет настаивает, что музыку через ее компьютер скачивал кто-то другой с помощью трояна. Адвокаты истца так и не смогли доказать, что на жестком диске были записаны эти песни или хотя бы имелась ссылка на сайт файлообменника. Тем не менее злостную расхитительницу интеллектуальной собственности закатали по полной.

Прекрасно понимая, что взыскать полтора миллиона с женщины со скромными доходами не представляется возможным, Capitol в очередной раз предложила Томас-Рассет компромисс: 25 тысяч и признание вины. Но ответчица сказала, что обжалует решение суда. Этот суд был уже третьим. Публика явно на стороне ответчицы.

Звукозаписывающие компании чувствуют, как почва уходит у них из-под ног. Именно поэтому они закусили удила и готовы идти до конца, дабы запугать других любителей бесплатной музыки. Вероятно, на своих адвокатов Capitol за пять лет потратила гораздо больше, чем надеется получить с Томас-Рассет. Но для компании это дело принципа.

Я поддерживаю аудио- и видеопиратство, но не потому, что Никита Михалков обложил налогом в свою пользу продажи носителей и аппаратуры. Вернее, не только поэтому. А еще и потому, что кино и музыка не стоят тех денег, которые производители взимают с нас. Выпуск нового диска окупается одним концертом на стадионе. Вся остальная чистая прибыль идет не на оплату производственных затрат, а на оплату образа жизни поп-див и президентов компаний с их свитами, виллами, самолетами и яхтами.

Я готов платить 300 долларов за билет на оперную премьеру в театре «Метрополитен» - там поют не под фанеру. Но диски с записями оперной классики я отродясь не покупал дороже чем за пять – не контрафактные, а легальные, через специальные клубы меломанов. Это и есть их красная цена. А фильмы в любом количестве присылает мне прямо на компьютер компания Netflix за девять долларов в месяц.


Это реальность, с которой реликтам вроде Capitol придется рано или поздно смириться.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG