Ссылки для упрощенного доступа

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян – о борьбе за здоровую конкуренцию


Гарегин Тосунян
Гарегин Тосунян
Центральный банк России предлагает рассмотреть возможность повышения с 2015 года минимального уровня капитала банков – как новых, так и действующих – до 300 миллионов рублей (10 миллионов долларов). Как заявил первый заместитель председателя банка Геннадий Меликьян, эта норма, уже согласованная с министерством финансов, будет внесена в проект стратегии развития национального банковского сектора на ближайшие пять лет.

Сейчас уровень минимального размера собственных средств банков составляет 90 миллионов рублей, а с 2012 года он вырастет вдвое. И минимум капитала в 300 миллионов рублей – наиболее либеральное предложение из всех существующих. Ранее обсуждался уровень в 500 миллионов, а министр финансов Алексей Кудрин вообще предлагал к середине нынешнего десятилетия поднять его до 1 миллиарда рублей. Однако и нынешний компромисс, который еще обсуждается, по мнению президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, является весьма спорным:

– Я категорически против того, чтобы заниматься сегодня не актуальной, не главной, искусственно созданной проблемой повышения минимального капитала.

Поднимать его минимум до 300 миллионов рублей для действующих банков в 2015 году – это абсолютно бессмысленное отвлечение нашего внимания от развития банковской и кредитной системы, переключение усилий на погоню за концентрацией и централизацией капитала. В России не те масштабы экономики, чтобы быть впереди планеты всей по минимальному капиталу. Европа 5 миллионов евро считает вполне приемлемым, а если брать США, то там и капитал в 100 тысяч долларов является нормой. При этом никто ничего не пытается менять, чтобы не создавать антиконкурентных условий, чтобы не давать преференции более крупным участникам рынка.

В нашей же стране – явный дефицит банковских услуг, чего не понимают многие руководители финансовых ведомств. Именно дефицит банковских услуг, именно неохваченность ими всей территории страны, всех слоев экономики приводит к высоким процентным ставкам, к нездоровой конкуренции, к невозможности обеспечения нормальных условий кредитования и обслуживания населения.

В 90-е годы и в начале 2000-х гонялись за бабушками, которые торгуют морковками в метро, – считая, что этим самым наводят порядок на рынке. Так и сейчас, вместо того, чтобы заниматься мошенниками, более серьезными экономическими проблемами, все время занимаются погоней за мелкотой. При этом одновременно создаются благоприятные условия для небанковского сектора: кредитных кооперативов или операторов платежных систем. К ним никаких требований по капиталу не предъявляется, никакого надзора нет, а вот в отношении банков постоянно наблюдаются попытки третировать всех участников рынка, особенно мелких.

Но зато в стратегии развития сектора пишется о необходимости развития малого и среднего бизнеса. А практика показала, что именно малый и средний бизнес, в первую очередь, обслуживается небольшими банками, которые отнюдь не являются синонимом банков недобросовестных. Как раз небольшие банки, особенно действующие в регионах, работают вполне устойчиво и добросовестно.

Мы, конечно, будем бороться. По многим позициям мы и с Центральным банком, и с правительством, и с министерством финансов ведем диалоги на языке аргументов – и бываем услышаны. Но по этому пункту, который, на мой взгляд, не должен быть главной целью таких выдающихся умов и важнейших органов управления, какое-то замыкание у них как будто происходит. Почему на этом они так зациклились – совершенно непонятно. Но это не означает, что следует идти на уступки, поскольку уступки такого рода приводят к нарушению конкуренции. Надо, чтобы такие идеи ее развитие не перечеркивали.
XS
SM
MD
LG