Ссылки для упрощенного доступа

"Дело Маркелова-Бабуровой": обвиняемый не признал вины


Родственники убитых Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой высоко ценят работу следствия. Что скажет суд?
Родственники убитых Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой высоко ценят работу следствия. Что скажет суд?
Мосгорсуд начал рассмотрение по существу дела об убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой 19 января 2009 года в центре Москвы. По версии следствия, убийство адвоката было совершено из националистических побуждений: Маркелова знали как защитника антифашистов.

21 февраля успели допросить основного обвиняемого в убийстве Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой - Никиту Тихонова. Он изъявил желание давать показания в самом начале судебного следствия. Тихонов заявил, что не признает своей вины.

Вторая подсудимая, гражданская жена Никиты Тихонова Евгения Хасис, заявила, что свои показания она будет давать в заключение судебного разбирательства. И все же уже в ходе первого заседания в присутствии присяжных сказала, что считает, будто Никиту Тихонова подставили для того, чтобы никто и никогда не узнал, кому, зачем и для чего понадобилось убивать Станислава Маркелова.

Никита Тихонов заявил, что не признает себя виновным не только в двойном убийстве, но и в ношении оружия. Единственные обвинения, с которыми он согласен - это незаконное хранение оружия и подделка документов. Во время обыска в квартире, в которой проживал Никита Тихонов, обнаружили два поддельных паспорта на чужие имена, множество патронов, оружие. Никита Тихонов обратил внимание на то, что никогда не слышал о Станислава Маркелове и Анастасии Бабуровой до 19 января 2009 года – дня их убийства. По словам Тихонова, он узнал об этом из новостей, а позже – из газет – узнал и об интересе следствия к нему в связи с этим убийством.

Кроме того, Тихонов успел заявить при присяжных, что оперативные работники активно работали с его окружением. В частности, подсудимый упомянул, что ему известно о пытках и истязаниях в отношении его знакомых. Впрочем, председательствующий в процессе каждый раз прерывал Никиту Тихонова, когда он делал заявления, не позволительные в рамках процесса с участием присяжных заседателей. Это могло несколько затруднить задачу защиты Никиты Тихонова: изначально позиция его адвокатов заключалась в том, что Тихонов начал торговать оружием и боеприпасами именно из-за того, что находился в федеральном розыске по другому уголовному делу, преследование по которому было прекращено. "Ему нужно было на что-то жить, вот он и начал торговать оружием" - такова была позиция у защиты. Однако при присяжных нельзя говорить о том, что кто-то находился в розыске или подвергался уголовному преследованию по другим делам. Поэтому здесь адвокатам, вероятно, придется менять свою позицию.

В свою очередь, представители государственного обвинения огласили протокол как раз того самого обыска в квартире Никиты Тихонова, во время которого были найдены боеприпасы и пистолет "Браунинг" 1910 года. Экспертиза показала, что именно из этого оружия были убиты Станислав Маркелов и Анастасия Бабурова.

Тихонов заявил, что этот пистолет у него появился случайно - ему принесли, попросили его отреставрировать. Он якобы никогда не знал об истории этого оружия, и уже тем более не совершал никакого преступления с использованием этого пистолета.

В ходе первого дня судебного разбирательства возникли споры вокруг допустимости оглашения протокола обыска. Защита подсудимых считает этот обыск незаконным. Однако судья так и не дал защите возможность высказать свое мнение и заявить ходатайство по поводу признания недопустимости этого доказательства.

22 февраля, как ожидается, присяжных познакомят с протоколом осмотра места происшествия, а также с результатами судебно-медицинских экспертиз. Должны будут выступить со своими свидетельскими показаниями потерпевшие Это, вероятно, будут родители Анастасии Бабуровой. Пока неиизвестно, будут ли принимать в судебном заседании родственники Станислава Маркелова, хотя их представитель в суде тоже есть.

– Для меня принципиально важно, что этот процесс – открытый, – подчеркнул в интервью Радио Свобода Сергей Соколов, заместитель главного редактора "Новой газеты", с которой сотрудничала Анастасия Бабурова. – Говорить о том, что находится в деле, я не могу: я его не читал и точно так же, как и остальные заинтересованные лица, буду с интересом наблюдать за тем, что происходит в суде, какие доказательства существуют у следствия. Исходя из тех отрывочных данных, которые я получаю из средств массовой информации, из разговоров с родителями Насти Бабуровой и с адвокатом потерпевших Владимиром Жеребенковым, у меня сложилось впечатление, что была проделана добротная и внятная работа следствия. Я предполагаю, что следствию в этом вопросе можно доверять.

– Никита Тихонов поначалу давал признательные показания, а потом от них отказался. С чем, по вашему, это может быть связано?

– Было несколько заседаний судов, где продлевалась мера пресечения. На этих судах – по крайней мере, на первых, Тихонов не заявлял никаких ходатайств о том, что на него оказывалось какое-то давление. Это появилось много позднее. Изменение позиции по делу связывают с тем, что у Тихонова появился новый адвокат. Подсудимый смог подумать над тем, что происходит, каким-то образом связаться со своими родственниками. Ко всему прочему, я слышал, как адвокаты подсудимых говорят о том, что были какие-то обыски незаконные, незаконные аресты. Но, насколько мне известно, ни одно из этих следственных действий в законном порядке в свое время в суде не обжаловалось. В этой связи я предполагаю, что позиция отрицания, попытка сказать о каком-то давлении – это все линия защиты, на которую, естественно, подсудимый имеет право. Но надо посмотреть, что за этим стоит.

Тот факт, что при обыске в квартире, которую снимали Тихонов и Хасис, найден пистолет, из которого были убиты Станислав Маркелов и Анастасия Бабурова, говорит о многом. Мало того, найден был еще один так называемый "мокрый ствол", из которого был убит лидер кавказской молодежной группировки "Черные ястребы" Халилов. Не факт, конечно, что Тихонов имеет отношение к этому убийству – может быть и не имеет. Но на одной квартире два "мокрых ствола"… Это уже говорит о том, что на скамье подсудимых – явно не обычные обыватели. У меня есть ощущение, что в ходе этого процесса могут всплыть какие-то очень важные детали, в том числе имеющие сильное политическое звучание.
XS
SM
MD
LG