Ссылки для упрощенного доступа

"Роснефть"-ВР: неудавшийся альянс


Поначалу сделка между "Роснефтью" и ВР выглядела радужно. (На фото - глава ВР Боб Дадли и президент "Роснефти" Эдуард Худайнатов)
Поначалу сделка между "Роснефтью" и ВР выглядела радужно. (На фото - глава ВР Боб Дадли и президент "Роснефти" Эдуард Худайнатов)
Российская компания "Роснефть", крупнейший в стране производитель нефти, объявила о выходе из сделки с британской компанией ВР, о которой было объявлено в середине января, сообщило агентство "Интерфакс".

Сделка предполагала создание стратегического альянса, предусматривающего обмен акциями между "Роснефтью" и ВР, а также совместную разработку месторождений на российском арктическом шельфе. Однако затем сделка была обжалована российскими акционерами другого проекта ВР в России – совместной компании ТНК-ВР. Они обвинили своих партнеров в нарушении акционерного соглашения, по которому проекты на территории России ВР реализует либо через компанию ТНК-ВР, либо с согласия ее российских участников.

По иску российских акционеров ТНК-ВР арбитражные суды в Лондоне и Стокгольме сначала приостановили сделку между "Роснефтью" и ВР, а затем последний из них и вовсе окончательно запретил ее проведение на ранее заявленных условиях. Стокгольмский арбитражный трибунал постановил, что "Роснефть" и ВР смогут обменяться акциями только при условии вхождения в арктический проект компании ТНК-ВР, а не ВР, как предполагалось ранее.

По неофициальным данным, до 17 мая (крайнего срока завершения сделки между "Роснефтью" и ВР) стороны продолжали переговоры. В частности, как сообщалось, речь шла о выкупе этими компаниями доли российской акционеров в ТНК-ВР. Однако, судя по всему, компромисс так и не был найден. Утром 17 мая российские и британские партнеры ТНК-ВР сделали совместное заявление о том, что "несмотря на истечение срока дедлайна сделки ВР-"Роснефть" стороны продолжат переговоры с "Роснефтью" о нахождении приемлемого решения ситуации и одновременно сфокусируют свое внимание на развитии их совместного предприятия – ТНК-ВР".

Независимый аналитик Александр Разуваев полагает, что на этом история сделки окончательно завершилась:

- Думаю, что российские акционеры ТНК-ВР действительно просили 30 миллиардов долларов за свой пакет, но "Роснефть" на это не пошла. В принципе, "Роснефть", на мой взгляд, могла собрать такую сумму под сделку. Там мог бы быть комбинированный вариант кредита российских госбанков, внешние займы, возможно, еврооблигации. Но рынки сейчас очень нестабильны. Мы не знаем, какая будет нефть через год-два, и если цена на нефть очень сильно упадет, то долговая нагрузка для "Роснефти" - если бы она заняла 30 миллиардов долларов – была бы достаточно серьезной.

Скорее всего, "Роснефть" будет разрабатывать Арктику с каким-то другим иностранным партнером. Общее мнение отраслевиков, что это будет норвежская компания Statoil. В принципе, пока "Роснефть" ничего не потеряла, и я не думаю, что новость о расторжении сделки реально негативна для капитализации компании.

- Ранее высказывались предположения, что для "Роснефти" в сделке с ВР на первом месте стоял именно обмен акциями, который бы позволил ей в какой-то степени поправить свою репутацию после покупки активов обанкроченного ЮКОСа. Можно ли предполагать, что "Роснефть" будет пытаться провести подобную сделку с какими-то другими первоклассными зарубежными компаниями?

- Я думаю, что "Роснефть", если она будет участвовать в каких-то зарубежных проектах, постарается оплатить покупку активов не деньгами, а акциями. Во-первых, это позволит не выводить из компании наличные средства; во-вторых, появятся новые люди, которые ее акции получат.
Но все-таки главный вопрос - именно в политике. ЮКОС официально прекратил свое существование в ноябре 2007 года, - и, скажем так, политические позиции его бывших основных акционеров в России сейчас достаточно слабы. Если почитать какие-то интервью или заявления Михаила Ходорковские за последние годы, то и он признает, что ЮКОС потерян.

Кроме того, нельзя забывать, что в 2006 году было размещение акций "Роснефти". Тогда очень много простых россиян (их более 100 тысяч) купили ее акции; кроме того, их приобрели и уважаемые международные финансовые институты и нефтяные компании. Поэтому бархатная национализация ЮКОСа уже легализована.

- Иначе говоря, сейчас уже ничто не может помешать первоклассным западным компаниям стать акционерами "Роснефти"?

- Во-первых, некоторые их них уже стали такими акционерами в 2006 году. Во-вторых - государственные компании, в том числе нефтяные, не любят в мире: считается, что там много политики и бюрократии, а корпоративное управление - слабое. "Роснефть" же, несмотря на то, что более 75 процентов ее акций принадлежит российскому правительству, все-таки чисто рыночная и эффективная структура - в отличие, например, от "Газпром" или "Транснефти". Это исключение и в России, и в мире.

- В процессе сделки с "Роснефтью" акционеры ТНК-ВР находились в состоянии конфликта. Каким вам кажется будущее этой компании?

- Кризис из-за аварии в Мексиканском заливе прошел. ВР неоднократно заявляла, что доля в ТНК-ВР для них является очень важной стратегической инвестицией. Скорее всего, из ТНК-ВР будут выводиться дивиденды, и эти деньги - особенно для британской компании – окажутся далеко не лишними.

Что же касается российских олигархов, то здесь вопрос в цене. Если им опять предложат какие-нибудь адекватные деньги, то, естественно, они свою долю в ТНК-ВР продадут. В принципе, это нормальный подход к бизнесу - если ты не можешь продать даже самую любимую свою компанию за хорошие деньги, значит, ты перестаешь быть деловым человеком.

Надо понимать, что будущее российской нефтянки - это все-таки Восточная Сибирь. Если мы посмотрим на карту уже поделенных месторождений, то там присутствуют только три компании - "Роснефть", "Газпром нефть" и ТНК-ВР. Так что я думаю, что у "танкистов" в целом все будет неплохо, - полагает Александр Разуваев.
XS
SM
MD
LG