Программу ведет Владимир Бабурин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова.
Владимир Бабурин: В Москве вышел первый роман известного драматурга, актера и режиссера Евгения Гришковца, называется он "Рубашка". Презентация прошла сразу в нескольких книжных магазинах и клубах. В клубе "Билингва" побывала корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова.
Елена Фанайлова: Презентация Евгения Гришковца - это род его театрального выступления. Гришковец сообщил публике, что человек он не мистический, но книжка буквально привиделась ему в воздухе, когда он сидел на кухне. Он выступал перед публикой в той самой белой рубашке, которая стала героиней романа.
Евгений Гришковец: Там рубашка присутствует, но это не про рубашку. Это роман, такой короткий динамичный роман о любви. Это один день жизни героя. Ему от 30 до 40, у него есть профессия, он такой мелкий архитектор, который построил несколько загородных домов и в основном занимается интерьерными работами. То есть человек, все понимающий, нормальный, компромиссный, работающий с людьми, но, главное, не сидящий на одном месте. Но при этом это человек, который исполняет работу для людей, строит, что-то делает...
Вообще-то, идея возникла так: я хотел написать сценарий, но я понял, что какой бы сценарий гениальный я ни написал, его нужно будет переделывать, а возникнет неприятный осадок. Так что лучше я напишу роман, и он будет сам по себе и с ним ничего не произойдет. И тогда у меня возникает огромная степень работы по отношению к этому тексту. Кто угодно, что угодно может по этому поводу делать, переписывать, роман уже есть.
Елена Фанайлова: Книга, действительно, похожа на сценарий, такой модный фильм о городских жителях.
Евгений Гришковец: Это очень городской роман, это в высшей степени городской роман. Очень московский роман, но при этом очень примиряющий Москву с регионами. Потому что герой - человек провинциальный в Москве, который какое-то время назад приехал сюда. И там об этом немного и подробно говорится. Но только там город не враждебен, это наша среда. То есть мы берем интервью у волка, как ему живется в лесу. Деревня и лес - враждебная среда. Я городской человек, я не человек мегаполиса, человек небольшого города, но я сугубо городской человек. Для меня это моя среда обитания с самого детства.
Елена Фанайлова: Любители творчества Евгения Гришковца найдут в его новой книге как всегда блестящие диалоги и странные психоделические эпизоды. Когда герой проваливается в полусон, он попадает на войну, в море, на полярную станцию, где опасно и есть настоящее мужское братство. В книге звучат все мотивы того музыкального альбома, который Гришковец записал вместе с калининградской группой "Бигуди".
Евгений Гришковец: Любовь там очень сильная, она не несчастная, не счастливая, она скорее взаимная. Как, если написал роман, значит, не очень сохранил. Только тот момент, когда любовь заканчивается, тогда можно об этом писать, выйдя на дистанцию. Если писать во время, в состоянии любви, можно умереть, и роман не получится, и жизнь закончится. Любовь стала как-то не то чтобы утихать, она перестала переходить в какое-то другое состояние, и стало возможным об этом писать. Это ужасно, мне это не нравится. То есть лучше бы любить, чем писать книги - это точно. Но так произошло. И я некоторое время боролся с зарождающейся книгой во мне в пользу чувства. Книга победила. Я не могу сказать, что я очень доволен этим обстоятельством.
Елена Фанайлова: Чтобы написать книгу, Гришковец уехал в Калининград.
Евгений Гришковец: Я начал писать ее 10 января, закончил 4 марта, то есть писал очень быстро, написал за полных 52 дня, не каждый день я писал. На самом деле, я приезжал в Москву, у меня было несколько спектаклей, и день рождения в феврале я отмечал в Москве. Запереться в Москве сложнее всего, но мне удалось, потому что я был десять дней в гостинице "Балчуг" в номере, и написал половину романа за эти дни в гостинице. Я первый раз был в гостинице в Москве, это было странное ощущение. И целые куски книги получились такими из-за того, что я писал именно там. Ощущение Москвы возникло особенное, там есть и кусок про Кремль, который я наблюдал, просто подходя к окну.
"Я теперь живу в Москве в каких-нибудь 10 километрах от Кремля, но это все не помогает приблизиться к нему. Он от меня одинаково далек, когда я стою перед ним на Красной площади или вижу его по телевизору, ну хоть во Владивостоке. То, что происходит там, за этими стенами, так непостижимо и так далеко от меня. Это расстояние неизмеримо мерами длины, оно просто непреодолимо. Поэтому неважно, в Москве я или в Хабаровске, Кремль одинаково далек и также сказочен, как в детстве. Я смотрел на эту странную штуку - Кремль и был спокоен. Мы писали на свежий снег, глядя на Кремль, писали без пафоса и протеста".
Евгений Гришковец: Там есть целый диалог о музыке, есть джаз, любители джаза, скорее, не согласятся со мной, а есть современная электронная музыка. Мы хотим сделать саундтрек к этому роману. Но не так, как сделали любители Мураками, то есть они выбрали все песни, которые у него упоминаются, он же подробно пишет о тех произведениях музыкальных, и собрали на одну пластинку, а скорее закажу нескольким музыкантам московским какие-то музыкальные темы на тему романа и соберу. Это будет музыка, иллюстрирующая, музыкальная иллюстрация к роману без слов. Хочу сделать новый альбом с "Бигуди", и это будет уже другое дело. Роман закончен, все, дальше приключения книги. Как только текст был закончен и написан, дальше пошли приключения по созданию книги, по ее оформлению, как она будет выглядеть. Это уже к тексту имеет небольшое отношение. Приключения - это весело и к этому надо легко относиться. Так я и постараюсь сделать.
Владимир Бабурин: В Москве вышел первый роман известного драматурга, актера и режиссера Евгения Гришковца, называется он "Рубашка". Презентация прошла сразу в нескольких книжных магазинах и клубах. В клубе "Билингва" побывала корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова.
Елена Фанайлова: Презентация Евгения Гришковца - это род его театрального выступления. Гришковец сообщил публике, что человек он не мистический, но книжка буквально привиделась ему в воздухе, когда он сидел на кухне. Он выступал перед публикой в той самой белой рубашке, которая стала героиней романа.
Евгений Гришковец: Там рубашка присутствует, но это не про рубашку. Это роман, такой короткий динамичный роман о любви. Это один день жизни героя. Ему от 30 до 40, у него есть профессия, он такой мелкий архитектор, который построил несколько загородных домов и в основном занимается интерьерными работами. То есть человек, все понимающий, нормальный, компромиссный, работающий с людьми, но, главное, не сидящий на одном месте. Но при этом это человек, который исполняет работу для людей, строит, что-то делает...
Вообще-то, идея возникла так: я хотел написать сценарий, но я понял, что какой бы сценарий гениальный я ни написал, его нужно будет переделывать, а возникнет неприятный осадок. Так что лучше я напишу роман, и он будет сам по себе и с ним ничего не произойдет. И тогда у меня возникает огромная степень работы по отношению к этому тексту. Кто угодно, что угодно может по этому поводу делать, переписывать, роман уже есть.
Елена Фанайлова: Книга, действительно, похожа на сценарий, такой модный фильм о городских жителях.
Евгений Гришковец: Это очень городской роман, это в высшей степени городской роман. Очень московский роман, но при этом очень примиряющий Москву с регионами. Потому что герой - человек провинциальный в Москве, который какое-то время назад приехал сюда. И там об этом немного и подробно говорится. Но только там город не враждебен, это наша среда. То есть мы берем интервью у волка, как ему живется в лесу. Деревня и лес - враждебная среда. Я городской человек, я не человек мегаполиса, человек небольшого города, но я сугубо городской человек. Для меня это моя среда обитания с самого детства.
Елена Фанайлова: Любители творчества Евгения Гришковца найдут в его новой книге как всегда блестящие диалоги и странные психоделические эпизоды. Когда герой проваливается в полусон, он попадает на войну, в море, на полярную станцию, где опасно и есть настоящее мужское братство. В книге звучат все мотивы того музыкального альбома, который Гришковец записал вместе с калининградской группой "Бигуди".
Евгений Гришковец: Любовь там очень сильная, она не несчастная, не счастливая, она скорее взаимная. Как, если написал роман, значит, не очень сохранил. Только тот момент, когда любовь заканчивается, тогда можно об этом писать, выйдя на дистанцию. Если писать во время, в состоянии любви, можно умереть, и роман не получится, и жизнь закончится. Любовь стала как-то не то чтобы утихать, она перестала переходить в какое-то другое состояние, и стало возможным об этом писать. Это ужасно, мне это не нравится. То есть лучше бы любить, чем писать книги - это точно. Но так произошло. И я некоторое время боролся с зарождающейся книгой во мне в пользу чувства. Книга победила. Я не могу сказать, что я очень доволен этим обстоятельством.
Елена Фанайлова: Чтобы написать книгу, Гришковец уехал в Калининград.
Евгений Гришковец: Я начал писать ее 10 января, закончил 4 марта, то есть писал очень быстро, написал за полных 52 дня, не каждый день я писал. На самом деле, я приезжал в Москву, у меня было несколько спектаклей, и день рождения в феврале я отмечал в Москве. Запереться в Москве сложнее всего, но мне удалось, потому что я был десять дней в гостинице "Балчуг" в номере, и написал половину романа за эти дни в гостинице. Я первый раз был в гостинице в Москве, это было странное ощущение. И целые куски книги получились такими из-за того, что я писал именно там. Ощущение Москвы возникло особенное, там есть и кусок про Кремль, который я наблюдал, просто подходя к окну.
"Я теперь живу в Москве в каких-нибудь 10 километрах от Кремля, но это все не помогает приблизиться к нему. Он от меня одинаково далек, когда я стою перед ним на Красной площади или вижу его по телевизору, ну хоть во Владивостоке. То, что происходит там, за этими стенами, так непостижимо и так далеко от меня. Это расстояние неизмеримо мерами длины, оно просто непреодолимо. Поэтому неважно, в Москве я или в Хабаровске, Кремль одинаково далек и также сказочен, как в детстве. Я смотрел на эту странную штуку - Кремль и был спокоен. Мы писали на свежий снег, глядя на Кремль, писали без пафоса и протеста".
Евгений Гришковец: Там есть целый диалог о музыке, есть джаз, любители джаза, скорее, не согласятся со мной, а есть современная электронная музыка. Мы хотим сделать саундтрек к этому роману. Но не так, как сделали любители Мураками, то есть они выбрали все песни, которые у него упоминаются, он же подробно пишет о тех произведениях музыкальных, и собрали на одну пластинку, а скорее закажу нескольким музыкантам московским какие-то музыкальные темы на тему романа и соберу. Это будет музыка, иллюстрирующая, музыкальная иллюстрация к роману без слов. Хочу сделать новый альбом с "Бигуди", и это будет уже другое дело. Роман закончен, все, дальше приключения книги. Как только текст был закончен и написан, дальше пошли приключения по созданию книги, по ее оформлению, как она будет выглядеть. Это уже к тексту имеет небольшое отношение. Приключения - это весело и к этому надо легко относиться. Так я и постараюсь сделать.