Программу ведет Владимир Бабурин. Над темой работала Марина Тимашева.
Владимир Бабурин: В Московском международном университете состоялся круглый стол. Его тема: "Культура России как ее стратегический ресурс". Рядом со мной обозреватель Радио Свобода по вопросам культуры Марина Тимашева. Марина, много лет вы уже пишете о культуре, что такое стратегический ресурс, вам это понятно?
Марина Тимашева: Честно говоря, я еще вчера, получив сообщение об этом круглом столе, долго думала о том, что они имеют в виду под культурой, потому что ведь мы с вами утром чистим зубы, это культура, Бетховен или Бах - это культура, академик Гинзбург - это культура. То есть, что они имеют в виду под культурой, и что есть стратегический ресурс? Я пришла к выводу, что культура это вообще жизненно значимый опыт человечества, а стратегический ресурс – то, что обеспечивает существование на длительный срок. На самом деле, сказать, что об этом именно говорили участники круглого стола, совершенно невозможно. Там были люди совершенно разных специальностей, и психологи, и академики-естественники, и литературные критики, и композитор Владимир Дашкевич, и, естественно, каждый из них говорил именно о том, что его лично волнует.
Владимир Бабурин: А теперь послушаем, что говорили участники круглого стола:
Марина Тимашева: Предоставим самим слушателям разобраться в многообразии точек зрения. Дискуссию начал Руслан Оганов, профессор МГУ. Именно он заявил, что культура консервативна, и потому отстает от социально-экономических и политических процессов. Тему подхватил профессор Сергей Капица:
Сергей Капица: Все наши трудности, и не только наши, но и в других странах, проистекают из того, что материальные условия нашей жизни развиваются существенно быстрее, чем ее духовная, культурная составляющая. Надо сказать, что в Америке есть цивилизация, в Европе есть цивилизация и культура, у нас есть культура, но нет цивилизации. Материальные условия нашей жизни гораздо быстрее развились, чем культурная часть. Даже компьютеры - ничего не стоило бы сделать сейчас компьютер, который имел бы в сто раз больше памяти и в 10 раз больше быстродействия, только никто бы не знал, что с ним делать, и сейчас на компьютеры тратится гораздо больше сил, времени и средств на программное обеспечение, чем на "железо". Этим отражается и то, что происходит с человечеством - железо есть, а идей нет.
Марина Тимашева: Культура и цивилизация, железо и идеи - продолжает литературный критик Лев Аннинский:
Лев Аннинский: Мы все чувствуем, что сейчас культура противостоит цивилизации. И тут вопрос состоит в том, на чем мы строим себя на цивилизации, где сшибаются железки, или на культуре. И нужны какие-то идеи. История России - это не только столкновение железа, хотя железа было полно, начиная со стремян и копий, и кончая танками. История России - это бесконечное столкновение культурных токов, или, как сказал Лев Николаевич Гумилев, это хрящ, который нарос от трения Европы об Азию. Приходящие к нам народы неизбежно будут приходить, потому что мы на блюдце, у нас нет естественной границы. Если эти народы будут сталкиваться с нами, как нечто чуждое, мы окажемся между молотом и наковальней. Если мы и тех, и этих сумеем привлекать нашей культурой, тогда мы станем мостом, тем, чем Россия всегда была.
Марина Тимашева: Судя по высказываниям директора Института международных экономических исследований РАН господина Гринберга, Россия пока что не мост, а поставщик кадров за рубеж.
Руслан Гринберг: Простой пример: в Физтехе в 1993-м году 93 процента выпускников одной группы уехали в Америку. Это яркий пример удивительно высокой конкурентоспособности. Но это исчезающая реальность. Страна теперешняя просто не нуждается в высокообразованных людях, потому что примитивизация производства и деинтеллектуализация труда продолжается, несмотря на пятилетнее экономическое оживление. Скоро выяснится, что, в общем-то, примитивному производству не нужны слишком такие "overeducated" люди.
Марина Тимашева: С одной стороны, российские ученые едут на Запад, с другой - Россия слепо копирует западные образовательные стандарты. Говорит академик РАО Галина Китайгородская
Галина Китайгородская: Кто-то из поэтов сказал: "Мы - европейские слова и азиатские поступки". И почему нам надо так стесняться этой нашей азиатчины и бежать в европейство, стараясь перенять все то, что они дают. Все, что сегодня делается, начиная с системы бакалавров, магистров, переходя к Болонскому соглашению - в конечном счете, мы разрушаем собственную систему образования, которая действительно могла сохранять и передавать нашу культуру, но мы же это разрушаем. Тогда о каком стратегическим ресурсе в культуре можно говорить?
Марина Тимашева: Член-корреспондент РАО господин Асмолов смешно формулирует: круглый стол напоминает консилиум по упадку. И выдвигает позитивную программу - создание образа героя:
Александр Асмолов: Мы потеряли героя детства. У нас практически дети растут без возможности идентификации с теми или иными персонажами. Был Иван-дурак, гениальный человек, решающий задачи, по форме и по виду, иди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что, был Кащей Бессмертный, тоже славный человек, теперь его заменил Шварценеггер в виде терминатора. Мы хотим использовать культуру как ресурс, но мы должны построить героев, чтобы дети росли людьми, которые могут общаться.
Марина Тимашева: Композитор Владимир Дашкевич рассуждает не о героях, но шире - об архетипах. Только архетипы, по его мнению, объединяют Россию:
Владимир Дашкевич: Человечество после Второй мировой войны вошло в состояние эволюционного тупика. Человек главным для себя ставит комфорт. Когда человек ставит во главу угла комфорт, он переносит его и на культуру. Что такое культура - это создание архетипов, которые живут в нашей исторической памяти, - это мифы Древней Греции, Иисус Христос, это Будда. Появилась страшная вещь: человечество перестало воспроизводить архетипы. Это особенно трагично для России, потому что в России архетип является главным ориентиром в жизни. Когда в России исчезают архетипы, а новая власть оттеснила творческую интеллигенцию на обочину, а создать архетипы может только она, страна поворачивается в сторону старых архетипов. Возвращается старый гимн, и наш паровоз летит теперь не вперед, а назад.
Марина Тимашева: У человека нет иных стратегических ресурсов, кроме культуры. И получается, что этот стратегический ресурс участники круглого стола оплакали.
Владимир Бабурин: В Московском международном университете состоялся круглый стол. Его тема: "Культура России как ее стратегический ресурс". Рядом со мной обозреватель Радио Свобода по вопросам культуры Марина Тимашева. Марина, много лет вы уже пишете о культуре, что такое стратегический ресурс, вам это понятно?
Марина Тимашева: Честно говоря, я еще вчера, получив сообщение об этом круглом столе, долго думала о том, что они имеют в виду под культурой, потому что ведь мы с вами утром чистим зубы, это культура, Бетховен или Бах - это культура, академик Гинзбург - это культура. То есть, что они имеют в виду под культурой, и что есть стратегический ресурс? Я пришла к выводу, что культура это вообще жизненно значимый опыт человечества, а стратегический ресурс – то, что обеспечивает существование на длительный срок. На самом деле, сказать, что об этом именно говорили участники круглого стола, совершенно невозможно. Там были люди совершенно разных специальностей, и психологи, и академики-естественники, и литературные критики, и композитор Владимир Дашкевич, и, естественно, каждый из них говорил именно о том, что его лично волнует.
Владимир Бабурин: А теперь послушаем, что говорили участники круглого стола:
Марина Тимашева: Предоставим самим слушателям разобраться в многообразии точек зрения. Дискуссию начал Руслан Оганов, профессор МГУ. Именно он заявил, что культура консервативна, и потому отстает от социально-экономических и политических процессов. Тему подхватил профессор Сергей Капица:
Сергей Капица: Все наши трудности, и не только наши, но и в других странах, проистекают из того, что материальные условия нашей жизни развиваются существенно быстрее, чем ее духовная, культурная составляющая. Надо сказать, что в Америке есть цивилизация, в Европе есть цивилизация и культура, у нас есть культура, но нет цивилизации. Материальные условия нашей жизни гораздо быстрее развились, чем культурная часть. Даже компьютеры - ничего не стоило бы сделать сейчас компьютер, который имел бы в сто раз больше памяти и в 10 раз больше быстродействия, только никто бы не знал, что с ним делать, и сейчас на компьютеры тратится гораздо больше сил, времени и средств на программное обеспечение, чем на "железо". Этим отражается и то, что происходит с человечеством - железо есть, а идей нет.
Марина Тимашева: Культура и цивилизация, железо и идеи - продолжает литературный критик Лев Аннинский:
Лев Аннинский: Мы все чувствуем, что сейчас культура противостоит цивилизации. И тут вопрос состоит в том, на чем мы строим себя на цивилизации, где сшибаются железки, или на культуре. И нужны какие-то идеи. История России - это не только столкновение железа, хотя железа было полно, начиная со стремян и копий, и кончая танками. История России - это бесконечное столкновение культурных токов, или, как сказал Лев Николаевич Гумилев, это хрящ, который нарос от трения Европы об Азию. Приходящие к нам народы неизбежно будут приходить, потому что мы на блюдце, у нас нет естественной границы. Если эти народы будут сталкиваться с нами, как нечто чуждое, мы окажемся между молотом и наковальней. Если мы и тех, и этих сумеем привлекать нашей культурой, тогда мы станем мостом, тем, чем Россия всегда была.
Марина Тимашева: Судя по высказываниям директора Института международных экономических исследований РАН господина Гринберга, Россия пока что не мост, а поставщик кадров за рубеж.
Руслан Гринберг: Простой пример: в Физтехе в 1993-м году 93 процента выпускников одной группы уехали в Америку. Это яркий пример удивительно высокой конкурентоспособности. Но это исчезающая реальность. Страна теперешняя просто не нуждается в высокообразованных людях, потому что примитивизация производства и деинтеллектуализация труда продолжается, несмотря на пятилетнее экономическое оживление. Скоро выяснится, что, в общем-то, примитивному производству не нужны слишком такие "overeducated" люди.
Марина Тимашева: С одной стороны, российские ученые едут на Запад, с другой - Россия слепо копирует западные образовательные стандарты. Говорит академик РАО Галина Китайгородская
Галина Китайгородская: Кто-то из поэтов сказал: "Мы - европейские слова и азиатские поступки". И почему нам надо так стесняться этой нашей азиатчины и бежать в европейство, стараясь перенять все то, что они дают. Все, что сегодня делается, начиная с системы бакалавров, магистров, переходя к Болонскому соглашению - в конечном счете, мы разрушаем собственную систему образования, которая действительно могла сохранять и передавать нашу культуру, но мы же это разрушаем. Тогда о каком стратегическим ресурсе в культуре можно говорить?
Марина Тимашева: Член-корреспондент РАО господин Асмолов смешно формулирует: круглый стол напоминает консилиум по упадку. И выдвигает позитивную программу - создание образа героя:
Александр Асмолов: Мы потеряли героя детства. У нас практически дети растут без возможности идентификации с теми или иными персонажами. Был Иван-дурак, гениальный человек, решающий задачи, по форме и по виду, иди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что, был Кащей Бессмертный, тоже славный человек, теперь его заменил Шварценеггер в виде терминатора. Мы хотим использовать культуру как ресурс, но мы должны построить героев, чтобы дети росли людьми, которые могут общаться.
Марина Тимашева: Композитор Владимир Дашкевич рассуждает не о героях, но шире - об архетипах. Только архетипы, по его мнению, объединяют Россию:
Владимир Дашкевич: Человечество после Второй мировой войны вошло в состояние эволюционного тупика. Человек главным для себя ставит комфорт. Когда человек ставит во главу угла комфорт, он переносит его и на культуру. Что такое культура - это создание архетипов, которые живут в нашей исторической памяти, - это мифы Древней Греции, Иисус Христос, это Будда. Появилась страшная вещь: человечество перестало воспроизводить архетипы. Это особенно трагично для России, потому что в России архетип является главным ориентиром в жизни. Когда в России исчезают архетипы, а новая власть оттеснила творческую интеллигенцию на обочину, а создать архетипы может только она, страна поворачивается в сторону старых архетипов. Возвращается старый гимн, и наш паровоз летит теперь не вперед, а назад.
Марина Тимашева: У человека нет иных стратегических ресурсов, кроме культуры. И получается, что этот стратегический ресурс участники круглого стола оплакали.