Марина Тимашева, Москва: С 26 по 29 сентября в Российской Академии наук в Москве пройдет первый в России международный кинофестиваль, посвященный проблемам инвалидов. Он называется "Кино без барьеров". На участие в фестивале претендовали 140 фильмов от России до Коста-Рики, но поскольку уложить такую программу в четыре отведенных для фестиваля дня не представлялось возможным, пришлось отобрать 65 картин. Показывать их будут тематическими блоками. В первый день: фильмы о дискриминации инвалидов и движении в защиту их прав, второй - освещение проблем инвалидов телекомпаниями разных стран, третий день - образование для детей и подростков-инвалидов, а в заключительный день смотра покажут социальные ролики из Голландии и два канадских фильма "Я найду путь" и "Просто свадьба". Один снят в 1979-м году и получил "Оскара", второй датирован 199-м годом, но героиня обеих лент - одна. Сперва это маленькая девочка, потом - невеста.
Организаторы постарались сделать все возможное, чтобы облегчить самим инвалидам возможность попасть в зал и посмотреть фильмы: арендованы специальные автобусы с подъемниками, вход бесплатный, парковка тоже, почти все картины субтитрованы, в редких случаях они идут с сурдопереводом.
Фильмы связаны с разными проблемами. Например, "Тихий крик" - это анимация, обучающая детей ( вдумайтесь!), как не попасть на противопехотную мину. Или американская лента "Бекки в гостях у Барби" - авторы фильма придумали куклу, как Барби, только в инвалидной коляске. И здесь же - американский фильм "Мир без тел" - документальная лента о нацистских опытах на людях. Председатель кинофестиваля, режиссер-документалист Сергей Мирошниченко, обладатель премий "Эмми" и Британской Королевской Академии рассказывает:
Сергей Мирошниченко: Мой отец слепой вернулся со Второй мировой войны. На самом деле, я довольно долго не понимал, что мой отец слепой, и даже меня поймала мама, что я пытался тоже глаза свои вынуть и положить вечером в стаканчик. Я хорошо помню его рассказы о том, как после Второй мировой войны в нашей стране было огромное количество инвалидов. Это безрукие, безногие, их называли "самовары". Эти люди оказались брошенными. В нашей стране почему-то всегда в чести здоровье, сила и мужество, и даже в Союзе кинематографистов. Например, когда возник вопрос, можем ли мы показать фильмы в Союзе кинематографистов, оказалось, что мы не имеем возможности в Доме кино, потому что нет возможности инвалидам въезжать туда. Я думаю, что такие фестивали помогут тому, чтобы у нас не было того, что происходило после Второй мировой войны, чтобы таких людей не называли "самоварами", чтобы они не спивались и не гибли - их надо научиться адаптировать в общество.
Марина Тимашева: Выскажу единственное сомнение "Человек дождя" и "Танцующая во тьме", "Как закалялась сталь" или "Повесть о настоящем человеке", "Рогатка", Николая Коляды, "Змей" Алексея Мурадова или новый корейский фильм "Оазис" - это тоже своего рода книги и фильмы об инвалидах, но воспринимаются они просто как книги и фильмы, и в этом смысле оказывают большее воздействие на общество, чем будучи загнаны в специальную резервацию под названием "кино про инвалидов"
Организаторы постарались сделать все возможное, чтобы облегчить самим инвалидам возможность попасть в зал и посмотреть фильмы: арендованы специальные автобусы с подъемниками, вход бесплатный, парковка тоже, почти все картины субтитрованы, в редких случаях они идут с сурдопереводом.
Фильмы связаны с разными проблемами. Например, "Тихий крик" - это анимация, обучающая детей ( вдумайтесь!), как не попасть на противопехотную мину. Или американская лента "Бекки в гостях у Барби" - авторы фильма придумали куклу, как Барби, только в инвалидной коляске. И здесь же - американский фильм "Мир без тел" - документальная лента о нацистских опытах на людях. Председатель кинофестиваля, режиссер-документалист Сергей Мирошниченко, обладатель премий "Эмми" и Британской Королевской Академии рассказывает:
Сергей Мирошниченко: Мой отец слепой вернулся со Второй мировой войны. На самом деле, я довольно долго не понимал, что мой отец слепой, и даже меня поймала мама, что я пытался тоже глаза свои вынуть и положить вечером в стаканчик. Я хорошо помню его рассказы о том, как после Второй мировой войны в нашей стране было огромное количество инвалидов. Это безрукие, безногие, их называли "самовары". Эти люди оказались брошенными. В нашей стране почему-то всегда в чести здоровье, сила и мужество, и даже в Союзе кинематографистов. Например, когда возник вопрос, можем ли мы показать фильмы в Союзе кинематографистов, оказалось, что мы не имеем возможности в Доме кино, потому что нет возможности инвалидам въезжать туда. Я думаю, что такие фестивали помогут тому, чтобы у нас не было того, что происходило после Второй мировой войны, чтобы таких людей не называли "самоварами", чтобы они не спивались и не гибли - их надо научиться адаптировать в общество.
Марина Тимашева: Выскажу единственное сомнение "Человек дождя" и "Танцующая во тьме", "Как закалялась сталь" или "Повесть о настоящем человеке", "Рогатка", Николая Коляды, "Змей" Алексея Мурадова или новый корейский фильм "Оазис" - это тоже своего рода книги и фильмы об инвалидах, но воспринимаются они просто как книги и фильмы, и в этом смысле оказывают большее воздействие на общество, чем будучи загнаны в специальную резервацию под названием "кино про инвалидов"