Ссылки для упрощенного доступа

Экономические отношения России и ЕС


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов, корреспондент РС Мария Раснер, профессор Лондонской школы экономики и политики Маргот Лайт и заместитель генерального директора компании "Русский алюминий" Александр Лившиц.

Петр Вайль: Европейский Союз готовит изменения в свои антидемпинговые правила. В случае принятия этих поправок Россия не сможет получить все преимущества от предоставления ей статуса страны с рыночной экономикой. В Москве действия Евросоюза называют проявлением политики двойных стандартов и считают их неприемлемыми. Тему продолжит Иван Трефилов:

Иван Трефилов: Крупнейшие мировые державы до сих пор официально не признали Россию страной с рыночной экономикой. Российские власти воспринимают этот факт весьма болезненно. Они считают, что за последние годы правительство достигло явных успехов в реформировании народного хозяйства страны. А рыночный статус, как говорят в Москве, даст еще больше возможностей для экономического роста. Формально и Европейский союз и Соединенные Штаты Америки уже назвали Россию полноценной страной, однако необходимые изменения в их внутреннее законодательство пока не внесены. Более того, как пишет западная пресса, работа чиновников Евросоюза может свести на нет все достигнутые договоренности. Продолжает Мария Раснер:

Мария Раснер: Спустя чуть более 2 месяцев после обещания президента Еврокомиссии Романо Проди предоставить России статус страны с рыночной экономикой, Еврокомиссия начала разработку так называемых поправок к антидемпинговым правилам, которые вступят в силу вместе с присвоением российской экономике рыночного статуса. В случае принятия этих поправок многие российские товары и компании могут получить ярлык не рыночных - пишет газета "Уолл-Стрит Джорнел". Это значит, что Еврокомиссия сохранить или продлить высокие импортные пошлины, которые ежегодно обходятся России в 250 миллионов долларов в виде упущенных экспортных возможностей. В настоящее время ЕС использует антидемпинговые тарифы в отношении 12 видов российской продукции, включая сталь, минеральные удобрения и алюминий, и проводит расследование в отношении импорта еще двух видов. Это определенно является поводом для беспокойства - заявил торговый представитель РФ в Брюсселе Владимир Чушкин. По словам представителя Еврокомиссии, включение измененных торговых правил в регламент, предоставляющий России статус страны с рыночной экономикой, делается для административного удобства. Это не означает, что мы пытаемся отнять у России преимущества статуса страны с рыночной экономикой - отметил торговый представитель Аранча Гонзалес-Майя. Еврокомиссия планирует в течение ближайших нескольких недель представить проект нового регламента на рассмотрение правительства 15 стран ЕС. Европейские производители стали, удобрений и алюминия ведут конкурентную борьбу с российским импортом. По их мнению, у российских предприятий останется возможность экспортировать продукцию по несправедливо низким ценам из-за контроля со стороны государства за ценами на электричество, газ, уголь. Кристиан Мари, генеральный директор брюссельской группы Eurofer, которая защищает интересы европейских производителей стали, приветствует любые шаги Еврокомиссии, которые затрудняют получение российскими товарами рыночного статуса. Это единственная логичная позиция - подчеркивает Мари - пишет газета "Уолл-Стрит Джорнел".

Иван Трефилов: Между тем, европейские эксперты не видят ничего удивительного в поправках к законодательству, подготовленных в Европейском Союзе. Они говорят, что все экспортеры на мировом рынке должны находиться в равных условиях. Вот как в интервью радио Свобода прокомментировала эти предложения профессор Лондонской школы экономики и политики Маргот Лайт:

Маргот Лайт: Известно, что себестоимость добычи нефти в России выше ее стоимости на внутреннем рынке. Другими словами, в России все еще существуют государственные субсидии в экономике. Одним это дает повод утверждать, что так якобы и должно быть, что каждая развитая экономика должна использовать протекционизм в ряде областей своего развития. По их мнению, Россия не должна в данный момент претендовать на членство во Всемирной торговой организации. Раздаются и другие голоса, полагающие, что полного перехода к рыночной экономике в России не произойдет до тех пор, пока там не возникнет полностью открытая, свободная и прозрачная экономика. И сейчас настал момент, когда необходимо предпринять меры для таких преобразований, чему будет способствовать членство России в ВТО, что в долгосрочной перспективе очень благотворно скажется на ее экономике.

Иван Трефилов: Появились сообщения, что Европа как будто не спешит пускать Россию на свои рынки.

Маргот Лайт: Я в это не верю. Думаю, что провозглашение России страной с рыночной экономикой предопределено. Практически это уже произошло сразу же после саммита президентов Буша и Путина. На этом саммите Буш объявил Россию страной с рыночной экономикой. И это очень важно для России с политической точки зрения. И Романо Проди наверняка последует этому. Что же касается условий, которые устанавливает Брюссель для полного открытия для России рынка Евросоюза, то экономика России все еще не отвечает полностью этим условиям.

Иван Трефилов: Зато для российских властей планы Евросоюза оказались полной неожиданностью. Заместитель министра экономического развития Максим Медведков говорит, что фактически это будет означать продолжение того торгового режима, который применялся к России как к стране с нерыночной экономикой. Иначе как политикой двойных стандартов предложения европейских экспертов Медведков не называет. А бывший экономический советник президента, заместитель генерального директора компании "Русский алюминий" Александр Лившиц считает их абсолютно неприемлемыми:

Александр Лившиц: Да, мы регулируем цены на электроэнергию, на газ, но мы это делаем до тех пор, пока там монополизм. Точно так же делают в любой стране Европы. Будут ли расти цены на энергоносители - да, они растут, постепенно, не рывками. А вот главное требование - выровнять цены на энергоносители с европейскими - оно, на мой взгляд, неприемлемо, поскольку у России это естественное преимущество, понимаете, природа такая, реки в Сибири большие, там гидростанции колоссальные, энергия дешевая. Она такой будет всегда, регулирует государство, не регулирует. Есть еще несколько придирок. В совокупности, если их проголосуют и начнут применять, то практически любую российскую компанию, которая экспортирует в Европу, можно взять за шиворот и призвать к ответу, непонятно за что.

Иван Трефилов: По мнению Александра Лившица, европейские компании просто испугались российских конкурентов и такими методами пытаются защитить свой рынок. Однако, как говорит экономист, в случае вступления поправок в силу, у России не будет возможности оспорить очевидную несправедливость:

Александр Лившиц: Нас никто нигде не ждет. От нас ждут сырье - даете и спасибо вам, вот вам деньги, живите счастливо. Но если мы будем выходить с чем-то более, с продукцией высоких переделов, с добавленной стоимостью, как экономисты говорят, не с нефтью, не с алюминием, не с чугуном, то сразу это вызывает вот такое противодействие, и вот пример, его мы видим здесь. Я думаю, что сказались лоббистские усилия западноевропейских компаний, которые хотя как то обезопасить себя от нас. С другой стороны, в общем, какой-то элемент куража здесь есть, раз боятся, значит, мы чего-то стоим. Пожаловаться некуда, вот в чем дело, книга жалоб находится в ВТО, если мы недовольны - жалуйтесь - куда? В ВТО. А мы пока не в ВТО.

Иван Трефилов: И, похоже, восстановить полноту своих рыночных прав Россия сможет еще не скоро. В Москве признают, что консультации о вступлении страны во Всемирную торговую организацию зашли в тупик. Российские власти настаивают, чтобы процесс присоединения произошел только на стандартных условиях. Однако, как говорит заместитель министра экономического развития Максим Медведков, сейчас переговорный ресурс России практически исчерпан, и любые серьезные подвижки здесь невозможны.

XS
SM
MD
LG