21 июня в соборе Святого Павла в Лондоне пройдет торжественное богослужение по случаю 300-летнего юбилея собора.
Пятнадцать лет собор святого Павла в Лондоне стоял в строительных лесах, и многие уже стали забывать его реальный облик. После снятия лесов собор предстал в том виде, в котором был построен. Фасад очищен от трёхсотлетней патины и пыли, мозаики, скульптуры и витражи отреставрированы, орган отремонтирован. Реставрация обошлась недешево - в 40 миллионов фунтов.
Знаменитый английский архитектор сэр Кристофер Рен получил заказ от короля Карла II на строительство собора святого Павла на месте храма, сгоревшего во время Великого лондонского пожара 1666 года. Десять лет понадобилось Рену, чтобы завершить архитектурный проект и еще 35 лет продолжалась стройка. Один реставратор, покидая собор по окончании работ, заметил, что до ремонта он больше походил на вокзал, чем на храм. Может быть, это и не так. Но несомненно, что сейчас его фасады и интерьер воспринимаются во всем их первозданном блеске и величии.
На протяжении своего существования собор святого Павла был тесно связан с британской историей. Это не только действующий кафедральный собор англиканской церкви, но и усыпальница великих людей Британии, пантеон, где погребены выдающиеся деятели государства и культуры. Здесь похоронены адмирал Нельсон, герцог Веллингтон, Уинстон Черчилль, художники Рейнолдс и Тёрнер, поэт Джон Донн, который был настоятелем собора, создатель пеницилина Александр Флеминг.
После реставрации памятники и надгробия утратили прежний мрачный и неухоженный вид и смотрятся скорее как изящные музейные экспонаты. Собор ежегодно посещают более двух миллионов человек. 150 тысяч блоков светлого портлендского камня, из которых построен собор, встречают прихожан и туристов.
Громадный купольный собор Святого Павла построен в стиле неоренессанс. В том же стиле (или в стиле ренессанс) построены многие знаменитые христианские храмы - собор Святого Петра в Ватикане, собор Санта-Мария дель Фиоре во Флоренции, Казанский и Исаакиевский соборы в Петербурге. О храмовой архитектуре рассказывает доктор искусствоведения Андрей Толстой:
- Первые христианские храмы имели форму базилик - вытянутых, длинных сооружений. Центральная их часть возвышалась над двумя боковыми частями, разделенными либо колоннами, либо простыми столбами. Часто над алтарем или чуть ближе к центру здания возводилось купольное завершение. Если мы говорим о восточной христианской традиции, о Византии в частности, то именно там возникли первые так называемые крестово-купольные сооружения. Они имели более центрическую форму и именно эта форма впоследствии была заимствована древней Русью, и утвердилась в русской архитектуре. После прихода раннего христианства в Западную Европу начинается период разрушения западной Римской империи. Церковное строительство из-за многочисленных войн, переселений народов и так далее было заторможено. И следующий этап большого каменного строительства храмов произошло где-то в 9-10 веке. Это тоже были сначала базилики, потом они обретали все большую весомость, и возник романский стиль, отличающийся необычайной монументальностью. Потом приходит идея более тонкой и более каркасной конструкции кровли. Готические храмы появляются с 12-го века и возводятся вплоть до 15-го. Их сменили храмы эпохи Возрождения, которые в какой-то мере соединили черты ранних христианских храмов и черты храмов более поздних. Это большая центричность, крестообразный план, как, например, в соборе Святого Петра в Риме и соборе Святого Павла в Лондоне. Это такие грандиозные сооружения, которые близки друг другу, у них нет доминирования вытянутости над центричностью, а, наоборот, все строится вокруг гигантского купола, который венчает центральное пространство.
- Наличие купола - это только дань архитектурной моде или в этом есть какой-то сакральный смысл?
- Безусловно, сакральный смысл в этом есть. Купол олицетворяет небесный град Иерусалим и, соответственно, небесную сферу, где восседает Христос - вседержитель, пантократор. В русских храмах это тоже есть: обычно на центральном барабане изображается Христос во славе. То есть Христос, который через своих верных евангелистов, изображенных на так называемых парусах, где купол соединяется со стеной центрального пространства, как бы доносит свою волю до пророков, до святых воинов, которые обычно украшали собой росписи центральных столбов, подпирающих центральный купол.
- Почему купол победил на определенном этапе готическую архитектуру?
- Мне кажется, что именно в силу того, что он более ярко подчеркивает такую вертикаль священной власти, горнего мира над миром дольним.
- В России 19 века родилась и существовала мода на крупные купольные храмы, причем, как мне кажется, построенные в западной архитектурной традиции, - и Казанский храм в Петербурге, и Исаакиевский собор. Почему это случилось именно тогда?
- В 19 веке происходит серьезное осмысление западной архитектурной традиции, возникает так называемое направление, которое получило название "историзм" - разные исторические стили иногда смешивались в одном архитектурном сооружении. Происходило это отчасти по воле самого архитектора, который отдавал предпочтение тому или иному художественному направлению. Вот этот стиль возник на руинах классицизма, то есть был словно продолжением классицизма и ампира. Историзм предпочитал классические архитектурные формы - формы ренессансного типа. Как раз то, что связано с собором Святого Павла и собором Святого Петра.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
Пятнадцать лет собор святого Павла в Лондоне стоял в строительных лесах, и многие уже стали забывать его реальный облик. После снятия лесов собор предстал в том виде, в котором был построен. Фасад очищен от трёхсотлетней патины и пыли, мозаики, скульптуры и витражи отреставрированы, орган отремонтирован. Реставрация обошлась недешево - в 40 миллионов фунтов.
Знаменитый английский архитектор сэр Кристофер Рен получил заказ от короля Карла II на строительство собора святого Павла на месте храма, сгоревшего во время Великого лондонского пожара 1666 года. Десять лет понадобилось Рену, чтобы завершить архитектурный проект и еще 35 лет продолжалась стройка. Один реставратор, покидая собор по окончании работ, заметил, что до ремонта он больше походил на вокзал, чем на храм. Может быть, это и не так. Но несомненно, что сейчас его фасады и интерьер воспринимаются во всем их первозданном блеске и величии.
На протяжении своего существования собор святого Павла был тесно связан с британской историей. Это не только действующий кафедральный собор англиканской церкви, но и усыпальница великих людей Британии, пантеон, где погребены выдающиеся деятели государства и культуры. Здесь похоронены адмирал Нельсон, герцог Веллингтон, Уинстон Черчилль, художники Рейнолдс и Тёрнер, поэт Джон Донн, который был настоятелем собора, создатель пеницилина Александр Флеминг.
После реставрации памятники и надгробия утратили прежний мрачный и неухоженный вид и смотрятся скорее как изящные музейные экспонаты. Собор ежегодно посещают более двух миллионов человек. 150 тысяч блоков светлого портлендского камня, из которых построен собор, встречают прихожан и туристов.
Громадный купольный собор Святого Павла построен в стиле неоренессанс. В том же стиле (или в стиле ренессанс) построены многие знаменитые христианские храмы - собор Святого Петра в Ватикане, собор Санта-Мария дель Фиоре во Флоренции, Казанский и Исаакиевский соборы в Петербурге. О храмовой архитектуре рассказывает доктор искусствоведения Андрей Толстой:
- Первые христианские храмы имели форму базилик - вытянутых, длинных сооружений. Центральная их часть возвышалась над двумя боковыми частями, разделенными либо колоннами, либо простыми столбами. Часто над алтарем или чуть ближе к центру здания возводилось купольное завершение. Если мы говорим о восточной христианской традиции, о Византии в частности, то именно там возникли первые так называемые крестово-купольные сооружения. Они имели более центрическую форму и именно эта форма впоследствии была заимствована древней Русью, и утвердилась в русской архитектуре. После прихода раннего христианства в Западную Европу начинается период разрушения западной Римской империи. Церковное строительство из-за многочисленных войн, переселений народов и так далее было заторможено. И следующий этап большого каменного строительства храмов произошло где-то в 9-10 веке. Это тоже были сначала базилики, потом они обретали все большую весомость, и возник романский стиль, отличающийся необычайной монументальностью. Потом приходит идея более тонкой и более каркасной конструкции кровли. Готические храмы появляются с 12-го века и возводятся вплоть до 15-го. Их сменили храмы эпохи Возрождения, которые в какой-то мере соединили черты ранних христианских храмов и черты храмов более поздних. Это большая центричность, крестообразный план, как, например, в соборе Святого Петра в Риме и соборе Святого Павла в Лондоне. Это такие грандиозные сооружения, которые близки друг другу, у них нет доминирования вытянутости над центричностью, а, наоборот, все строится вокруг гигантского купола, который венчает центральное пространство.
- Наличие купола - это только дань архитектурной моде или в этом есть какой-то сакральный смысл?
- Безусловно, сакральный смысл в этом есть. Купол олицетворяет небесный град Иерусалим и, соответственно, небесную сферу, где восседает Христос - вседержитель, пантократор. В русских храмах это тоже есть: обычно на центральном барабане изображается Христос во славе. То есть Христос, который через своих верных евангелистов, изображенных на так называемых парусах, где купол соединяется со стеной центрального пространства, как бы доносит свою волю до пророков, до святых воинов, которые обычно украшали собой росписи центральных столбов, подпирающих центральный купол.
- Почему купол победил на определенном этапе готическую архитектуру?
- Мне кажется, что именно в силу того, что он более ярко подчеркивает такую вертикаль священной власти, горнего мира над миром дольним.
- В России 19 века родилась и существовала мода на крупные купольные храмы, причем, как мне кажется, построенные в западной архитектурной традиции, - и Казанский храм в Петербурге, и Исаакиевский собор. Почему это случилось именно тогда?
- В 19 веке происходит серьезное осмысление западной архитектурной традиции, возникает так называемое направление, которое получило название "историзм" - разные исторические стили иногда смешивались в одном архитектурном сооружении. Происходило это отчасти по воле самого архитектора, который отдавал предпочтение тому или иному художественному направлению. Вот этот стиль возник на руинах классицизма, то есть был словно продолжением классицизма и ампира. Историзм предпочитал классические архитектурные формы - формы ренессансного типа. Как раз то, что связано с собором Святого Павла и собором Святого Петра.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"