Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты - об "исламском" конкуренте Nabucco и "Южному потоку"


Иранский Южный Парс готов поделиться газом с Европой
Иранский Южный Парс готов поделиться газом с Европой
Иран объявил о планах поставок своего газа в страны Европы, что может создать серьезную конкуренцию европейскому газопроводу Nabucco и российскому "Южному потоку". Впрочем, как предполагают эксперты, этот экономически выгодный проект вряд ли будет реализован по политическим причинам.

Иран, Ирак и Сирия подписали предварительное соглашение о строительстве газопровода от иранского месторождения Южный Парс, одного из крупнейших в мире. В официальном заявлении говорится, что его протяженность составит 5 тысяч километров, а стоимость - 10 миллиардов долларов. Участники проекта говорят, что в качестве рынка сбыта они рассматривают европейские страны, куда иранский газ пойдет "через территорию Ливана и средиземноморского региона".

Говорит начальник отдела инвестиционного анализа инвестиционной группы "Алемар" Сергей Захаров:

- Основное достоинство проекта – это ресурсная база. В отличие от некоторых других, этот проект в качестве ресурсного обеспечения имеет одно месторождение - Южный Парс в Иране. При этом вопрос сбыта конкретно еще не проработан. Участники проекта, гипотетически понимая востребованность их газа в Европе, разработали проект и подписали меморандум. Жестких договоренностей с какими-то европейскими потребителями у них, на мой взгляд, пока нет.

Также в Тегеране не скрывают, что новый проект станет прямым конкурентом газопроводу Nabucco, который планирует построить в этом регионе консорциум компаний из стран Европы. Там подчеркивают, что их "Исламская магистраль", в отличие от европейской трубы, топливом будет надежно обеспечена. Однако хоронить Nabucco в свете последних заявлений Сергей Захаров считает делом преждевременным – при наличии политической воли, по его словам, необходимые объемы газа для своего проекта конкуренты найдут:

- На мой взгляд, все будет определяться позицией потенциальных покупателей. Если европейские страны, которые были ориентированы на Nabucco, будут заинтересованы в переходе на этот проект (но здесь нельзя сбрасывать со счетов политический фактор, который будет мешать), то это может помешать Nabucco. Но Nabucco все-таки по своей природе проект более европейский, и, как мне кажется, его инициаторы - та же Италия - будут его отстаивать.


Особое внимание к проблемам Nabucco со стороны властей Ирана вполне понятно – ранее иранский газ рассматривался в качестве одного из вариантов заполнения европейского газопровода . Однако от него в итоге, судя по всему, все-таки решили отказаться, несмотря на очевидные экономические выгоды. Говорит независимый аналитик Александр Разуваев:

- С точки зрения экономики, с точки зрения отсечения России с ее альтернативным геополитическим трубопроводным проектом - это, наверное, было бы правильно. Но негатив к Ирану как стране с ее нынешним руководством, на мой взгляд, все-таки перевешивает.

"Исламская магистраль" с точки зрения потенциального рынка сбыта, безусловно, представляет определенную угрозу и для российского "Южного потока", который собирается протянуть в Европу концерн "Газпром". Насколько сильным может оказаться соперничество двух будущих проектов? Александр Разуваев продолжает:

- Конкурент ли этот проект "Южному потоку"? Во-первых, с "Южным потоком" пока не все ясно, и будут ли его строить, зависит от позиции Евросоюза. Тем не менее, Европа сейчас все равно имеет своей стратегической целью диверсификацию поставок газа. Соответственно, интерес к альтернативе России там всегда будет присутствовать. Если спрос, как говорят оптимисты, будет расти, то в принципе каждый проект может быть реализован. Но на фоне долгового кризиса, на фоне всех прочих мировых проблем не факт, что это будет.

Теоретически поставки иранского газа в Европу могут оказаться более привлекательными, чем из России, предполагает начальник отдела инвестиционного анализа инвестиционной группы "Алемар" Сергей Захаров. Однако он не уверен, что европейские потребители захотят покупать это топливо:

- Если рассуждать с чисто экономической точки зрения, то есть вероятность того, что иранский газ может оказаться европейским потребителям выгоднее, чем газ, который пойдет по "Южному потоку" из России или из Средней Азии. Но здесь, на мой взгляд, на первое место выйдет политический фактор. Поэтому я совсем не уверен, что Европа, которая хочет диверсифицировать свои поставки газа и уйти от большой зависимости от России, посчитает иранский газ меньшим злом, чем российский. Поэтому я не думаю, что этот проект можно рассматривать как серьезного и прямого конкурента "Южному потоку"

Таким образом, как считают эксперты, судьба анонсированного проекта газопровода "Исламская магистраль" будет зависеть отнюдь не от его экономической выгоды, а от отношения европейских стран к нынешним властям Ирана. Причем с учетом этого фактора, как считает независимый аналитик Александр Разуваев, его перспективы фактически равны нулю:

- Если мы говорим об экономике, то проект очень интересный – объем экспорта в Европу может достигать 40 миллиардов кубометров в год. Кроме того, возможно, что к проекту присоединится Катар. Но помимо всех военно-политических рисков, которые вряд ли исчезнут к 2014-2016 годам, когда газопровод должен вступить в строй, надо учитывать, что одним из участников проекта является Иран. Известно отношение США к Ирану, у них есть союзники в Европе – поэтому я не уверен, что пока нынешний режим в Иране существует, реально что-то может быть реализовано.

Впрочем, участники проекта во главе с Ираном оптимизма не теряют, уже говоря о его согласовании с основными транзитными странами. Тем не менее, дату подписания основного соглашения по "Исламской магистрали" они не называют.
XS
SM
MD
LG