12 августа в столице Шотландии Эдинбурге стартует крупнейший в мире Эдинбургский международный фестиваль, основанный в 1947 году. Он продлится до 4 сентября. В рамках фестиваля состоится 160 концертов, оперных, балетных и театральных представлений c участием двух с половиной тысяч артистов. Ожидается, что в августе город посетит около миллиона туристов.
Эдинбургский международный фестиваль на самом деле объединяет восемь различных фестивалей: музыкальный, театральный, оперный, джазовый, книжный, кино- и телевизионный. К этому добавляется многожанровый фестиваль "Фриндж", который также проходит в Эдинбурге, начинается обычно дней за десять до Эдинбургского международного и продолжается после его открытия.
После того как в 2007 году художественным директором Эдинбургского фестиваля стал австралийский режиссер и продюсер Джонатан Миллс его программы стали тематическими. Если прошлогодний фестиваль был посвящен культуре народов Океании, то сейчас основной акцент сделан на искусстве азиатских стран. В 2011 году в Эдинбурге китайский классический балет соседствует с индийскими рагами в исполнении знаменитого ситариста Рави Шанкара, а индонезийский гамелан – с представлением по мотивам арабо-персидского эпоса "Тысяча и одна ночь" в постановке труппы арабских актеров. Так что нынешний Эдинбургский фестиваль можно назвать экзотичным – с точки зрения европейского слушателя и зрителя.
Впрочем, европейские и американские актеры, певцы, музыканты, танцоры также выступают на фестивале – достаточно назвать Лондонский филармонический оркестр, Шотландский камерный, Филадельфийский симфонический, французское меццо-сопрано Софи Кох, финское сопрано Кариту Маттила. На фестивале будут реализованы три грандиозных оперных проекта: опера Гайдна "Роланд-паладин" в постановке Фрейбургской оперной труппы и опера Массне "Таис" с участием солистов Шотландского королевского оперного театра. С особым нетерпением на фестивале ожидают оперную труппу петербургского Мариинского театра, которая покажет новую постановку оперы Рихарда Штрауса "Женщина без тени" (дирижирует спектаклем Валерий Гергиев).
О художественной концепции Эдинбургского фестиваля нынешнего года в интервью Радио Свобода говорит его художественный директор Джонатан Миллс:
– Эдинбургский фестиваль никогда не был чисто европейским. Европейским его можно назвать разве что по месту проведения. Это первый организованный после войны фестиваль, на котором демонстрировалось не только европейское искусство. На нем можно было познакомиться с художественными явлениями, существующими далеко за пределами Европы. Моя концепция фестиваля состоит в том, чтобы сделать акцент на вещах более существенных и более непреходящих, чем чисто экономические международные связи и контакты. И я очень рад тому, что нынешний фестиваль демонстрирует взаимосвязи и взаимовлияния европейской и азиатской культур. В процессе подготовки программы мы хотели показать, что эти взаимные влияния и взаимные источники вдохновения существуют уже на протяжении многих столетий, а то и тысячелений.
– Что бы вы выделили в программе нынешнего Эдинбургского фестиваля?
– Я бы призвал зрителей обратить внимание на три очень азиатских, но абсолютно разных театральных представления, вдохновленных произведениями Шекспира. Постановка южнокорейского театра "Моква" шекспировской трагедии "Буря" переносит действие пьесы в средневековую Корею, со средиземноморского острова на остров в Южно-Китайском море. Это очень лиричное и забавное представление, включающее не только текст Шекспира, но и традиционный корейский фольклор. На фестивале можно познакомиться также с моноспектаклем по шекспировскому "Королю Лиру". В Европе эта пьеса обычно трактуется как трагическое повествование об утратившем власть человеке – о человеке, у которого было всё и ничего не осталось. Но китайский актер Ву-Хсингкуо из Тайваня дает нам понять, что власть всегда сопряжена с одиночеством. И третье представление, на которое я предлагаю обратить внимание, – это версия "Гамлета", предложенная китайской труппой из Шанхая под названием "Месть принца Зидана". Вы понимаете, что перед вами шекспировский "Гамлет", однако одновременно это и вариация традиционной пекинской оперы.
Эдинбургский международный фестиваль на самом деле объединяет восемь различных фестивалей: музыкальный, театральный, оперный, джазовый, книжный, кино- и телевизионный. К этому добавляется многожанровый фестиваль "Фриндж", который также проходит в Эдинбурге, начинается обычно дней за десять до Эдинбургского международного и продолжается после его открытия.
После того как в 2007 году художественным директором Эдинбургского фестиваля стал австралийский режиссер и продюсер Джонатан Миллс его программы стали тематическими. Если прошлогодний фестиваль был посвящен культуре народов Океании, то сейчас основной акцент сделан на искусстве азиатских стран. В 2011 году в Эдинбурге китайский классический балет соседствует с индийскими рагами в исполнении знаменитого ситариста Рави Шанкара, а индонезийский гамелан – с представлением по мотивам арабо-персидского эпоса "Тысяча и одна ночь" в постановке труппы арабских актеров. Так что нынешний Эдинбургский фестиваль можно назвать экзотичным – с точки зрения европейского слушателя и зрителя.
Впрочем, европейские и американские актеры, певцы, музыканты, танцоры также выступают на фестивале – достаточно назвать Лондонский филармонический оркестр, Шотландский камерный, Филадельфийский симфонический, французское меццо-сопрано Софи Кох, финское сопрано Кариту Маттила. На фестивале будут реализованы три грандиозных оперных проекта: опера Гайдна "Роланд-паладин" в постановке Фрейбургской оперной труппы и опера Массне "Таис" с участием солистов Шотландского королевского оперного театра. С особым нетерпением на фестивале ожидают оперную труппу петербургского Мариинского театра, которая покажет новую постановку оперы Рихарда Штрауса "Женщина без тени" (дирижирует спектаклем Валерий Гергиев).
О художественной концепции Эдинбургского фестиваля нынешнего года в интервью Радио Свобода говорит его художественный директор Джонатан Миллс:
– Эдинбургский фестиваль никогда не был чисто европейским. Европейским его можно назвать разве что по месту проведения. Это первый организованный после войны фестиваль, на котором демонстрировалось не только европейское искусство. На нем можно было познакомиться с художественными явлениями, существующими далеко за пределами Европы. Моя концепция фестиваля состоит в том, чтобы сделать акцент на вещах более существенных и более непреходящих, чем чисто экономические международные связи и контакты. И я очень рад тому, что нынешний фестиваль демонстрирует взаимосвязи и взаимовлияния европейской и азиатской культур. В процессе подготовки программы мы хотели показать, что эти взаимные влияния и взаимные источники вдохновения существуют уже на протяжении многих столетий, а то и тысячелений.
– Что бы вы выделили в программе нынешнего Эдинбургского фестиваля?
– Я бы призвал зрителей обратить внимание на три очень азиатских, но абсолютно разных театральных представления, вдохновленных произведениями Шекспира. Постановка южнокорейского театра "Моква" шекспировской трагедии "Буря" переносит действие пьесы в средневековую Корею, со средиземноморского острова на остров в Южно-Китайском море. Это очень лиричное и забавное представление, включающее не только текст Шекспира, но и традиционный корейский фольклор. На фестивале можно познакомиться также с моноспектаклем по шекспировскому "Королю Лиру". В Европе эта пьеса обычно трактуется как трагическое повествование об утратившем власть человеке – о человеке, у которого было всё и ничего не осталось. Но китайский актер Ву-Хсингкуо из Тайваня дает нам понять, что власть всегда сопряжена с одиночеством. И третье представление, на которое я предлагаю обратить внимание, – это версия "Гамлета", предложенная китайской труппой из Шанхая под названием "Месть принца Зидана". Вы понимаете, что перед вами шекспировский "Гамлет", однако одновременно это и вариация традиционной пекинской оперы.