В Праге отмечают столетие одного и самых знаменитых в городе домов – дома "У черной Богоматери", который здесь считают первым в мире зданием в кубистском стиле. Благодаря этому дому Чехию, наряду с Францией, называют родиной кубизма – художественного стиля, получившего распространение в европейских живописи, дизайне и архитектуре начала прошлого века.
Дом на углу Фруктовой площади и Целетной улицы назван в честь фигуры Богоматери, выполненной из камня черного цвета в эпоху барокко. Примерно полуметровая статуя размещена в специальной арке и продолжает средневековую традицию идентифицировать дома не по номеру, а по изображению на фасаде.
Строительство здания началось в 1911 году и завершилось спустя всего 12 месяцев. Это был заказ крупного чешского предпринимателя – Франтишка Йозефа Хербста, который собирался открыть в самом центре Праги, в двух минутах ходьбы от Староместкой площади, торговый дом. Выполнение заказа он доверил одному из лучших архитекторов Австро-Венгрии, Йозефу Гочару, и не побоялся предложенной мастером совершенно новой конструкции здания.
Действительно, окна зданий, стоящих по соседству с кубистским домом, очень маленькие. Фасад же дома "У черной Богоматери" почти весь заполнен огромными окнами, а на первом этаже – еще большего размера витрины. Сегодня они не кажутся необычными, но сто лет назад это было в диковинку. О кубизме напоминают и украшения фасада – эркеры и входной проем украшены характерным геометрическим орнаментом. Но самым ценным является даже не фасад, а интерьер этого здания. Металлические перила винтовой лестницы, обои, люстры, стулья и барная стойка в кафе на втором этаже, даже сервизы – все было выполнено в стиле кубизма.
Сегодня в доме "У черной Богоматери" расположен Музей чешского кубизма, в котором, кроме оригинальных элементов интерьера, выставлены работы видных чешских кубистов – дизайнеров, художников, скульпторов. На втором этаже здания – модное "Ориент-кафе", тоже с почти вековой традицией.
Об особенностях чешской кубистской школы рассказала Радио Свобода пражский искусствовед Ольга Угрова:
– Отличительной чертой кубизма, основатели которого – французские художники Пабло Пикассо и Жорж Брак, являются геометрические формы. Это стало революцией в способе изображения предметов на холсте: разнообразные грани превращались в законченное изображение. Экспрессивная манера, таким образом, ушла в прошлое – и появилась новая. Начиная с 1910 года эти новые приемы начинают использоваться и чешскими художниками. Художники Эмил Фила и Богумил Кубишта, скульпторы Антонин Прохазка и Отто Гутфренд значительно развили кубизм. Например, Фила включал в свои кубистские работы элементы старого голландского искусства – он в то время жил в Голландии. Гутфренд первым создал скульптуру в этом стиле. Чехи вообще отличались от французов тем, что рассматривали кубизм не только с формальной точки зрения – то есть каким образом должны быть расставлены элементы геометрии на холсте или в скульптуре, – но думали о духовной составляющей нового стиля: религиозности, мифологии.
Самым большим вкладом чешской школы является, конечно, вклад в архитектуру. Французы хоть и создали кубизм, но никогда не развивали его дальше изобразительного искусства. Чешский архитектор Йозеф Гочар построил первое здание, в котором не только фасад, но и интерьеры выполнены в кубистском стиле. В то время – речь идет о 1911 годе, когда началось строительство дома "У черной Богоматери", – в архитектуре стран Западной Европы преобладал экспрессионизм.
Чехи впервые распространили кубизм и на декоративно-прикладное искусство. В этом их исключительная роль. В то время проводились архитектурные выставки, на которых были представлены кубистские работы архитектора Йозефа Гочара и дизайнера Павла Янака, который создавал мебель и сервизы в стиле кубизма. Кроме этих двух художников, разработавших планы первого дома в стиле кубизма, строительством кубистских зданий занимались и другие архитекторы. Несколько вилл было построено в Праге, позже – в других чешских городах. В фасадах и интерьерах того времени видны выразительные кубистские элементы – геометрические формы и грани.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
Дом на углу Фруктовой площади и Целетной улицы назван в честь фигуры Богоматери, выполненной из камня черного цвета в эпоху барокко. Примерно полуметровая статуя размещена в специальной арке и продолжает средневековую традицию идентифицировать дома не по номеру, а по изображению на фасаде.
Строительство здания началось в 1911 году и завершилось спустя всего 12 месяцев. Это был заказ крупного чешского предпринимателя – Франтишка Йозефа Хербста, который собирался открыть в самом центре Праги, в двух минутах ходьбы от Староместкой площади, торговый дом. Выполнение заказа он доверил одному из лучших архитекторов Австро-Венгрии, Йозефу Гочару, и не побоялся предложенной мастером совершенно новой конструкции здания.
Действительно, окна зданий, стоящих по соседству с кубистским домом, очень маленькие. Фасад же дома "У черной Богоматери" почти весь заполнен огромными окнами, а на первом этаже – еще большего размера витрины. Сегодня они не кажутся необычными, но сто лет назад это было в диковинку. О кубизме напоминают и украшения фасада – эркеры и входной проем украшены характерным геометрическим орнаментом. Но самым ценным является даже не фасад, а интерьер этого здания. Металлические перила винтовой лестницы, обои, люстры, стулья и барная стойка в кафе на втором этаже, даже сервизы – все было выполнено в стиле кубизма.
Сегодня в доме "У черной Богоматери" расположен Музей чешского кубизма, в котором, кроме оригинальных элементов интерьера, выставлены работы видных чешских кубистов – дизайнеров, художников, скульпторов. На втором этаже здания – модное "Ориент-кафе", тоже с почти вековой традицией.
Об особенностях чешской кубистской школы рассказала Радио Свобода пражский искусствовед Ольга Угрова:
– Отличительной чертой кубизма, основатели которого – французские художники Пабло Пикассо и Жорж Брак, являются геометрические формы. Это стало революцией в способе изображения предметов на холсте: разнообразные грани превращались в законченное изображение. Экспрессивная манера, таким образом, ушла в прошлое – и появилась новая. Начиная с 1910 года эти новые приемы начинают использоваться и чешскими художниками. Художники Эмил Фила и Богумил Кубишта, скульпторы Антонин Прохазка и Отто Гутфренд значительно развили кубизм. Например, Фила включал в свои кубистские работы элементы старого голландского искусства – он в то время жил в Голландии. Гутфренд первым создал скульптуру в этом стиле. Чехи вообще отличались от французов тем, что рассматривали кубизм не только с формальной точки зрения – то есть каким образом должны быть расставлены элементы геометрии на холсте или в скульптуре, – но думали о духовной составляющей нового стиля: религиозности, мифологии.
Самым большим вкладом чешской школы является, конечно, вклад в архитектуру. Французы хоть и создали кубизм, но никогда не развивали его дальше изобразительного искусства. Чешский архитектор Йозеф Гочар построил первое здание, в котором не только фасад, но и интерьеры выполнены в кубистском стиле. В то время – речь идет о 1911 годе, когда началось строительство дома "У черной Богоматери", – в архитектуре стран Западной Европы преобладал экспрессионизм.
Чехи впервые распространили кубизм и на декоративно-прикладное искусство. В этом их исключительная роль. В то время проводились архитектурные выставки, на которых были представлены кубистские работы архитектора Йозефа Гочара и дизайнера Павла Янака, который создавал мебель и сервизы в стиле кубизма. Кроме этих двух художников, разработавших планы первого дома в стиле кубизма, строительством кубистских зданий занимались и другие архитекторы. Несколько вилл было построено в Праге, позже – в других чешских городах. В фасадах и интерьерах того времени видны выразительные кубистские элементы – геометрические формы и грани.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"