Ссылки для упрощенного доступа

Русская неделя стартовала в Лондоне


В Лондоне 28 ноября началась так называемая Русская неделя – продажа произведений русского искусства в крупнейших британских аукционных домах "Сотбиз" и "Кристиз".

На торги выставлены шедевры Репина, Айвазовского, Левитана, Поленова, Верещагина, Рериха и других выдающихся русских художников.

Просматривая аукционные каталоги Русской недели, в очередной раз удивляешься неисчерпаемости рынка русского искусства на Западе. Вновь на аукционах в "Сотбиз" и "Кристиз" – россыпи шедевров русской живописи и прикладного искусства. С каждым годом цены на русское искусство растут. Ни экономическая рецессия, ни финансовый кризис не властны над его рынком: в аукционных залах – бурные торги, цены взлетают до небывалых высот. В дни Русской недели Лондон становится прибежищем российского делового бомонда, для которого коллекционирование русского искусства стало модой, показателем социального статуса и одновременно самой выгодной и не поддающейся инфляции инвестицией.

В этом году на торги в "Сотбиз" выставлены работы Ильи Репина, Ивана Шишкина, Бориса Кустодиева, Константина Коровина. Однако эксперты ожидают, что главные баталии развернутся вокруг двух лотов: картины "Град обреченный" Николая Рериха, предварительная оценка которой 400-600 тысяч фунтов, и "Татарского натюрморта" Петра Кончаловского, чей эстимейт еще выше – 500-700 тысяч фунтов. Притягательность работы Рериха для российских покупателей, которые обычно преобладают на аукционах, еще и в том, что некогда она была подарена художником Максиму Горькому, и это неизбежно скажется на остроте торгов.

В "Кристиз" топ-лотом в живописном разделе считается огромное (3 на 4 метра) полотно Василия Верещагина "Распятие на кресте у римлян", оценённое в полтора миллиона фунтов, а в разделе декоративно-прикладного искусства – две расписные фарфоровые вазы Императорского фарфорового завода эпохи Николая I, предварительная оценка которых – два миллиона двести тысяч фунтов. В каталоге "Кристиз" более четырехсот лотов; среди них работы Васнецова, Нестерова, Малявина, Айвазовского, Поленова, Гончаровой.

О проблемах художественного рынка русского искусства в интервью Радио Свобода рассказал глава Русского отдела аукционного дома "Кристиз" Алексис де Тизенгаузен:

– Найти для продажи интересные картины русских художников или произведения русского прикладного искусства всегда было нелегко. На рынке русского искусства бывали очень сложные и специфические времена. Когда я только начинал работать в "Кристиз" более двадцати лет назад, мы устраивали продажи русского искусства, выпускали каталоги, но парадокс: у нас не было русских покупателей. Мы сейчас забываем, что первый бум на рынке русского искусства был вызван не приходом покупателей из России, а эпохой перестройки. В то время европейцы и американцы проснулись, открыли глаза и обнаружили: что-то небывалое творится в Советском Союзе и захотели через искусство понять Россию умом. Затем рынок упал и возродился с приходом русских покупателей. С этого момента рынок стал нормально развиваться, поскольку покупателями русского искусства стали, как это и должно быть, в основном русские. Это явление естественное и очень благотворное для рынка. Сейчас, как и всегда, ощущаются трудности с поисками вещей для торгов. Впрочем, трудности с поисками новых вещей ощущаются не только на рынке русского искусства, но, к примеру, и на рынке работ импрессионистов, старых мастеров или китайского искусства.

– Последние годы самыми активными покупателями на лондонских аукционах русского искусства были дилеры и коллекционеры из России. Насколько они активны сейчас – в ситуации экономического и финансового кризисов?

– На наших торгах и сейчас практически все покупатели из России. Не сказал бы, что покупают только русские, но подавляющее большинство – это точно. До сих пор встречаются любители русского искусства и из других стран, но, надо признаться, их мало.

– Картина Василия Верещагина "Распятие на кресте у римлян", которая выставлена на продажу в "Кристиз", поступила из американского Бруклинского музея. Считаете ли вы, что это единичный случай или в будущем возможны такие же предложения и из других музеев?

– В Америке существуют законы, позволяющие музеям продавать свои вещи. Обычно это или одна из имеющихся в музее многочисленных работ художника, или ненужная картина. Но такие случаи бывают только в Америке. Их не бывает в Англии, Италии, Франции. Музеи, как правило, только покупают. То, что произошло с этой картиной – это чисто американская специфика.
XS
SM
MD
LG