Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Алексей Мухин – об избирательной кампании ВВП


Алексей Мухин
Алексей Мухин
Завершается кампания по выборам президента России. Через неделю станет известно имя нового президента России или определятся участники второго тура выборов главы государства. Последняя неделя любой избирательной кампании особенно важна, считают политологи.

Эффективность технологии избирательной кампании Владимира Путина в интервью РС оценил московский политический эксперт, директор Центра политической информации Алексей Мухин.

– Как информация о заговоре с целью покушения на Владимира Путина отразится на его электоральных шансах?

– В покушении на Владимира Путина нет ничего удивительного. Важно то, что эта информация получила общественное освещение и, безусловно, должна мобилизовать ряд сторонников Владимира Путина на выборах 4 марта. Им была продемонстрирована та серьезная, напряженная обстановка, которая сложилась вокруг кандидата Путина.

– То есть это эффективный способ?

– Да, я думаю, это эффективный способ. Кстати, им довольно часто пользуются некоторые главы стран бывшего СССР для того, чтобы привлечь внимание к своей электоральной персоне, вне зависимости от того, была ли такая попытка покушения или не было, чего мы с вами никогда не узнаем.

Владимир Путин опубликовал семь предвыборных статей по ключевым, как считает его избирательный штаб, российским проблемам. С точки зрения технологии избирательной кампании – это успешная операция?

– Данная мера представляется крайне успешной. Кандидаты в президенты опубликовали, презентовали свои предвыборные платформы. Их пообсуждали один, максимум, два дня и забыли. Проект предвыборной платформы Владимира Путина, который сначала был опубликован на сайте, а затем развивался в течение довольно продолжительного времени, имеет "долгоиграющий" эффект. Потому что экспертное сообщество довольно активно подключилось к обсуждению этих проблем. В результате мы получили своего рода медийный сериал, создание, что называется, интерактивной платформы для основного кандидата.

– Это заменило личное участие Владимира Путина в дебатах?

– Конечно, личное участие Владимира Путина заменить сложно, но статьи отчасти компенсировали некоторое неудовольствие избирателей. Преследовалась цель – показать Путина, как эксперта в самых разных областях. Я думаю, эффекта он добился.

– Насколько вам, как эксперту, эксперт Путин показался убедительным?

– Он мне показался убедительным, но понятно, что практически все статьи были результатом работы целой группы спичрайтеров. Впрочем, почерк Владимира Путина в этих статьях ощущался довольно явственно и давал некоторое представление о нем, как об эмоциональном политике.

– Вы думаете, что он, по крайней мере, вносил правку в эти публикации?

– Мы имели дело, на мой взгляд, с глубокой редакторской проработкой с отдельными вставками, которые Владимир Путин написал лично. Это было видно.

– Успехом избирательной кампании Путина будет победа в первом туре выборов. Это реально?

– Победа в первом туре, которая была весьма сомнительной в начале избирательной кампании, потому что Путин как политик находился в спящем режиме, теперь все более и более очевидна. Дело в том, что Владимиру Путину удалось нейтрализовать и даже деморализовать большинство своих противников. Единственное, что один из них может неожиданно для штаба Владимира Путина все-таки выстрелить. Тот протестный потенциал, который образовался после решения Владимира Путина о так называемой "рокировке" 24 сентября, – я имею в виду съезд "Единой России" и возможный обмен постами между Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным, – был востребован на парламентских выборах. Как известно, бенефициарами стали КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия". Так вот в ходе президентской кампании, на мой взгляд, некоторые кандидаты растеряли этот потенциал. Я имею в виду, прежде всего, Жириновского и Зюганова, которые ничего нового не предложили. А вот перспективы Сергея Миронова... Он играет, что называется, на грани. Он может получить весь протестный потенциал в свое распоряжение, если ему повезет, если он не сделает серьезных ошибок.

– А вы верите в возможность второго тура?

– Я в возможность второго тура сейчас уже не верю.

– Насколько честными были те методы и способы, которые Путин и его предвыборный штаб использовали для того, что вы называете "деморализацией" его противников?

– Я думаю, что все эти методы и способы были законными. Никакого насилия, что называется, информационного и физического не наблюдалось. Из рамок закона они не вышли. Единственное, следует, конечно, проверить финансирование отдельных мероприятий, которые проводились. Но если штабу Путина удастся доказать законность их финансирования из избирательного фонда, то никаких проблем не возникнет.

– А как же использование административного ресурса, многочисленные данные о том, что на митинг в поддержку Владимира Путина сгоняли бюджетников?

– От дурака защиты нет. Владимир Путин не может контролировать всех региональных начальников или начальников производств, которые злоупотребляют своим служебным положением, чтобы сделать приятное главному кандидату в президенты.

– Вы думаете, что царь хороший, а бояре плохие? Виноваты те, кто занимается на местах избирательной кампанией Путина?

– Я бы не стал Владимира Путина обзывать царем, хотя возможно он и пытается в какой-то степени или играть эту роль, или ему ее навязывают. Я выступаю против "плохих бояр". Мне кажется, что в некоторых случаях такого рода злоупотреблений можно было избежать формулированием, артикулированием задач, которые ставятся перед участниками избирательной кампании Путина.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG