С 12 по 19 мая отметит свое 30-летие фестиваль "Мелиховская весна". По традиции, он проходит в Подмосковье, в Музее-заповеднике Антона Павловича Чехова. Свои спектакли покажут 15 театров из Венгрии, Болгарии, Испании, Украины и семи российских городов.
В этом году исполняется 120 лет с тех пор, как в Мелихове поселилась семья Чехова. А историю фестиваля можно вести с 1982 года, когда, по инициативе директора музея Юрия Авдеева и режиссера Владимира Пахомова, актеры Липецкого театра драмы сыграли на веранде чеховского дома "Чайку". Рассказывает профессор Татьяна Шах-Азизова, постоянный участник "Мелиховской весны":
- 30 лет назад скромный Липецкий театр приехал в Мелихово, высадился из автобуса и прямо в саду сыграл "Чайку", чего никто никогда не делал. Ни один крупный театр не решался, все боялись - это же большая дерзость играть Чехова у него дома. Владимир Пахомов рискнул и выиграл. С тех пор пошла традиция: каждый год весной Липецкий театр приезжал в Мелихово и обязательно привозил премьеру. По сути, это были сольные гастроли. Они очень много дали и Мелихову, и самому театру. Липецкий театр как-то пробудил в Мелихове те театральные силы, которые, в общем, заложены в почву. Стали ставить спектакли столичные актеры в самом Мелихове, стали справлять юбилеи великих пьес - справляли роскошно, театрализованно. Целое лето работала международная мастерская Михаила Чехова: там режиссеры, каждый на своем языке, ставили по акту чеховской "Чайки". Представляете - летнее пространство, заполненное разными языками, людьми? Такой был нескончаемый праздник. Так Мелихово пробуждалось к театральной жизни, и новый директор Юрий Бычков понял, что пора делать следующий шаг.
В 2000 году возник ежегодный Международный театральный фестиваль - говорит Татьяна Шах-Азизова:
- Хлынули спектакли со всей России и из разных стран. Одно было условие: или - чеховское, или - про Чехова. На первый фестиваль сам собой приехал трогательный итальянский театрик, который назывался "На Доганке". Делали его, конечно, русские эмигранты, обучившие итальянцев русскому языку. Играли они водевили. Первым московским театром, который открывал фестиваль, стал театр "На Покровке". С тех пор прошло двенадцать фестивалей.
Спектакли, предназначенные для большой сцены, играют не только в Мелихове, но и в Серпухове, Пущине, Мытищах. Татьяна Шах-Азизова рассказывает:
- В самом Мелихове есть театральный зал. Одной из чеховских построек, которая называлась "Скотный двор", присвоили название "Театральный двор". Там тоже спектакли играют. Но большинство театров предпочитает играть в усадьбе, в саду, на веранде, невзирая на погоду. У фестиваля есть свой талисман. Он живет на Украине, в городе Львове, в театре имени Заньковецкой. Там работает фантастическая женщина Алла Бабенко. Каждый год она привозит маленькую премьеру по прозе Чехова. В этом году она поставила "Огни". В Испании есть Камерный театр имени Чехова. Они уже показывали "Чайку", "Невесту", теперь покажут "Медведя". Теперь думаем о том, чтобы чуть-чуть расширить пространство за счет чеховских " наследников". Это хорошая инициатива: надо ставить и Вампилова, и Володина, и Уильямса, и Беккета. Он тоже вполне "наследник".
В день открытия фестиваля будут представлены две книги Анатолия Эфроса – "Чайка" и "Три сестры". Татьяна Шах-Азизова говорит:
- Книга открывается, в ней - портреты Эфроса и Чехова. Они удивительно подобраны: в одном возрасте, очевидно, оба задумчивые. Сразу видно внутреннее родство...
В фойе Театрально-выставочного зала пройдет выставка "Мелиховское семилетье: год 1892". В самом зале - экспозиция, посвященная театральной жизни Мелихова за последние 30 лет.
В этом году исполняется 120 лет с тех пор, как в Мелихове поселилась семья Чехова. А историю фестиваля можно вести с 1982 года, когда, по инициативе директора музея Юрия Авдеева и режиссера Владимира Пахомова, актеры Липецкого театра драмы сыграли на веранде чеховского дома "Чайку". Рассказывает профессор Татьяна Шах-Азизова, постоянный участник "Мелиховской весны":
- 30 лет назад скромный Липецкий театр приехал в Мелихово, высадился из автобуса и прямо в саду сыграл "Чайку", чего никто никогда не делал. Ни один крупный театр не решался, все боялись - это же большая дерзость играть Чехова у него дома. Владимир Пахомов рискнул и выиграл. С тех пор пошла традиция: каждый год весной Липецкий театр приезжал в Мелихово и обязательно привозил премьеру. По сути, это были сольные гастроли. Они очень много дали и Мелихову, и самому театру. Липецкий театр как-то пробудил в Мелихове те театральные силы, которые, в общем, заложены в почву. Стали ставить спектакли столичные актеры в самом Мелихове, стали справлять юбилеи великих пьес - справляли роскошно, театрализованно. Целое лето работала международная мастерская Михаила Чехова: там режиссеры, каждый на своем языке, ставили по акту чеховской "Чайки". Представляете - летнее пространство, заполненное разными языками, людьми? Такой был нескончаемый праздник. Так Мелихово пробуждалось к театральной жизни, и новый директор Юрий Бычков понял, что пора делать следующий шаг.
В 2000 году возник ежегодный Международный театральный фестиваль - говорит Татьяна Шах-Азизова:
- Хлынули спектакли со всей России и из разных стран. Одно было условие: или - чеховское, или - про Чехова. На первый фестиваль сам собой приехал трогательный итальянский театрик, который назывался "На Доганке". Делали его, конечно, русские эмигранты, обучившие итальянцев русскому языку. Играли они водевили. Первым московским театром, который открывал фестиваль, стал театр "На Покровке". С тех пор прошло двенадцать фестивалей.
Спектакли, предназначенные для большой сцены, играют не только в Мелихове, но и в Серпухове, Пущине, Мытищах. Татьяна Шах-Азизова рассказывает:
- В самом Мелихове есть театральный зал. Одной из чеховских построек, которая называлась "Скотный двор", присвоили название "Театральный двор". Там тоже спектакли играют. Но большинство театров предпочитает играть в усадьбе, в саду, на веранде, невзирая на погоду. У фестиваля есть свой талисман. Он живет на Украине, в городе Львове, в театре имени Заньковецкой. Там работает фантастическая женщина Алла Бабенко. Каждый год она привозит маленькую премьеру по прозе Чехова. В этом году она поставила "Огни". В Испании есть Камерный театр имени Чехова. Они уже показывали "Чайку", "Невесту", теперь покажут "Медведя". Теперь думаем о том, чтобы чуть-чуть расширить пространство за счет чеховских " наследников". Это хорошая инициатива: надо ставить и Вампилова, и Володина, и Уильямса, и Беккета. Он тоже вполне "наследник".
В день открытия фестиваля будут представлены две книги Анатолия Эфроса – "Чайка" и "Три сестры". Татьяна Шах-Азизова говорит:
- Книга открывается, в ней - портреты Эфроса и Чехова. Они удивительно подобраны: в одном возрасте, очевидно, оба задумчивые. Сразу видно внутреннее родство...
В фойе Театрально-выставочного зала пройдет выставка "Мелиховское семилетье: год 1892". В самом зале - экспозиция, посвященная театральной жизни Мелихова за последние 30 лет.