Ссылки для упрощенного доступа

Журналист Наталья Судленкова - о чешском бизнесе россиян


Дом в Праге, где находится квартира, ранее зарегистрированная на Александра Бастрыкина
Дом в Праге, где находится квартира, ранее зарегистрированная на Александра Бастрыкина
Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин продолжает оставаться в центре скандала в связи с выданным ему видом на жительство в Чехии, а также недвижимостью и бизнесом в Праге, которые он перевел на имя своей бывшей жены.

Регистрация предприятий, не ведущих коммерческую деятельность, а организованных исключительно для получения долгосрочной визы, является распространенной практикой среди предпринимателей и высокопоставленных чиновников из бывших стран Советского Союза. Об активах некоторых из них рассказывает в интервью Радио Свобода шеф-редактор газеты "Пражский телеграф" Наталья Судленкова.

– Чехия стала привлекательной страной для предпринимателей, нынешних и бывших представителей российской власти, а также бизнесменов, которые вынуждены были покинуть Россию по разным причинам. В Праге, например, есть многоквартирный дом, в котором живут бывшие руководители двух крупных уральских компаний – "Уралсевергаз" и Межрегиональной распределительной сетевой компании Урала. Там же живет бывший директор Екатеринбургского завода по обработке цветных металлов Николай Тимофеев. Против Тимофеева в Чехии возбуждено уголовное дело: его бывшие компаньоны считают, что он обманным путем выманил у них кредит в размере почти 600 тысяч евро.

– Какие еще российские чиновники, по вашей информации, занимаются или занимались предпринимательской деятельностью в Чехии?

– Нам удалось расследовать, какой предпринимательской деятельностью в Чехии занимался заместитель председателя правительства Свердловской области Александр Петров. Перед назначением на эту должность он был генеральным директором группы компаний "Рэлтек". В Чехии он владел 43 процентами акций компании RT, spol.s r.o., а эта компания в свою очередь являлась владельцем нескольких предприятий, в том числе, крупного предприятия Roboterm, которое занимается выпуском оборудования для автомастерских и заправок. Петров должен был выйти из состава руководящих органов после того, как стал высокопоставленным государственным служащим. И мы написали ему письмо с вопросом, собирается ли он это сделать. Через свою ассистентку он передал, что с этим разберется. А через год мы проверили по торговому реестру и убедились, что Петров по-прежнему остается в составе учредителей. Потом об этом стали писать уральские газеты. Выяснилось, что даже в своей декларации, которую Петров подавал в Свердловской области, не были упомянуты те доли, которыми он владел в Чехии – речь идет о суммах около 400-500 тысяч евро. В итоге им заинтересовалась прокуратура Свердловской области - и он вышел из состава учредителей и руководителей тех компаний, которыми владел в Праге.

– В своих публикациях вы пишете, что многие российские высокопоставленные чиновники владеют компаниями не напрямую, а через другие компании или доверенных лиц...

– Зачастую мы получаем подтверждения этих фактов на основании сообщений, лишь косвенно имеющих отношение к делу. Поскольку в Европейском Союзе огромные массивы информации открыты, то достаточно просто всерьез заинтересоваться какой-то темой и сопоставить данные, – говорит Наталья Судленкова.

По ее словам, в разное время долями в предприятиях или целыми компаниями в Чехии владели бывший мэр Саратова Юрий Аксененко, осужденный за получение взятки и махинации с государственной собственностью, а также бывший депутат Воронежской областной Думы Анатолий Чекменев, на которого было заведено уголовное дело в связи с хищениями в компании "Рудгормаш". Также, по неподтвержденным данным, напомнила Судленкова, имуществом в Чехии, возможно, владел бывший министр путей сообщения России Николай Аксененко, который подозревался в нецелевом использовании прибыли железнодорожных предприятий, но его дело впоследствии было закрыто.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".
XS
SM
MD
LG